Авторизация

×

Регистрация

×

Самооценка у детей или как научиться ценить себя

19 мая 2016 / Главная / Журнал / Женский клуб
search
samootsenka

Самооценка очень важна в жизни человека, ведь это не просто понятие из психологии, это «прибор», по которому мы ориентируемся в поиске своего места в жизни. И понятное дело, чем адекватнее человек себя оценивает, тем проще ему найти именно то место под солнцем, которое будет приносить ему радость и удовлетворение. Я вообще за то, чтобы себя знать хорошо и оценивать честно, без кокетства.

Но давайте поговорим о том, как самооценка формируется, ведь рождается ребенок, можно сказать, без нее. Он себя совсем не оценивает, а поначалу даже не отделяет от мамы. Он любит себя, любит маму, радуется, когда ему вкусно, тепло и весело, грустит, когда не так. Самооценка начинает формироваться только тогда, когда ребенок начинает выделять себя как отдельную личность, а это случается примерно в три года. В этом возрасте он еще мало что знает о себе и о мире и черпает эти знания глядя на взрослых. Так и самооценка формируется в этот момент под влиянием оценки взрослого. Если ребенок слышит (и видит), что любим, он автоматически считает себя хорошим, если же он слышит постоянные упреки и недовольство, ребенок решает, что он плохой. Причем однозначно и без полутонов. Адекватная самооценка дошкольника — завышенная. Ребенок до 6-7 лет должен быть уверен, что он самый умный, красивый, счастливый и так далее.

Следующий этап формирования самооценки — начало обучения. Именно с этого момента ребенок начинает оценивать себя не абсолютно (хороший/плохой), а относительно (хорош в спорте, но не очень силен в математике), он видит других детей и их успехи, видит определенные стандарты, на которые должен ровняться. Все это помогает ему понять, что, во-первых, оценивать себя можно по разным критериям и параметрам, и во-вторых, что есть те, кто по каждому из этих параметров будут лучше и те, кто будет хуже него. В этот период очень важно помочь ребенку научиться видеть свои сильные и слабые стороны, понимать, причинно-следственные связи, например, я долго тренировался и теперь играю в футбол лучше всех в классе, или я не учил уроки и поэтому плохо написал контрольную. Ну и, конечно, оценивать ребенка следует не по абсолютной шкале и требовать от него, чтобы он был самым-самым, а относительно него самого и его желаний и целей. То есть, показывать путь к цели и прогресс, сделанный на этом пути.

Существует мнение, что оценивать вообще не нужно, это неверно. Ведь чтобы самому оценить себя, ребенок должен узнать, каковы критерии оценки и вообще понять, в какой системе координат он находится. Очень важно оценивать не ребенка целиком (как личность), но его конкретные качества и поступки, и оценивать их честно, без преувеличений или преуменьшений.

Конечно, невозможно избежать неприятных моментов, связанных с самооценкой, но стремиться все же стоит к ее адекватному формированию, ведь завышенная самооценка чревата разочарованиями (когда взялся за то, чего сделать не можешь), а заниженная — недостижением своей мечты. И в заключение хочу сказать, что как бы не сформировалась наша самооценка в детстве (это нам уже не изменить), взрослый человек способен менять свою самооценку сознательно, ну и конечно, стараться со своими детьми не совершать очевидных ошибок воспитания.

Автор: Анна Безингер

Читайте также

Оставить комментарий