Авторизация

×

Регистрация

×

Тель-Авив – Москва – Дубай

06 июня 2016 / Главная / Журнал / Мужской клуб
search
avidon-av

Как складывается жизнь израильтянина в мусульманской стране? В чем отличие еврейского и израильского кино? Как понять, где твой дом, когда жизнь полна постоянных путешествий? О детстве в России, юности в Сохнуте, съемках по миру и многом другом нам рассказал «киношник» Дмитрий Авидон.

 

Дима, расскажи о своих корнях

У меня абсолютно еврейские корни — все кошерно: как по маминой, так и по папиной линии. Дед по отцовской линии – военный офицер, Авидон Марк Давыдович, прошел финскую и Великую Отечественную войну. Дед по материнской линии — Рондер Зиновий Моисеевич, тоже учился в военном училище, но, правда, построил гражданскую карьеру. В общем, оба благородных семейства на каком-то этапе оказались в Рязани, где познакомились мои родители.

 

В Рязани и прошло твое детство?

Да, именно. И, разумеется, наличие двух еврейских бабушек и кучи родни по всему бывшему СССР, включая Украину, страны Прибалтики, Беларусь, Азербайджан, вкупе с советским космополитическим образом мысли и ходом жизни в не самом еврейском городе средней полосы России влияли на нас с сестрой очень причудливо. Мы с удовольствием ели мацу и красили пасхальные яйца весной. Не ходили на кладбище в субботу, но уплетали свиные отбивные. С детства всегда знали, что мы – евреи, но не более. Так продолжалось до 1994 года, когда в нашей жизни появился Сохнут, первые еврейские лагеря и групповой акт бар-мицвы в синагоге тогда еще на улице Архипова.

 

Когда осознание своей национальности приобрело для тебя более серьезные масштабы?

Это случилось в тринадцать лет, после просмотра фильма «Список Шиндлера», который нам показала учительница по русскому языку и литературе Александра Валиева. Она была  одним из первых зачинателей активной еврейской жизни у нас в городе, за что я ей очень благодарен. Правда, после просмотра я молчал пару-тройку дней, потому что не мог и не хотел говорить. Настолько сильное впечатление на меня произвела история, так ярко показанная в фильме.  Именно на этом этапе я начал больше понимать, что значит «я – еврей».  Немаловажную роль сыграл, бесспорно, возраст. В пубертатном периоде люди гораздо живее реагируют на произведения искусства, зачастую перенося истории на себя, представляя, пугаясь. Нормальный процесс жизни тинейджера.

 

Как развивались события дальше?

Потом были несколько лет активной молодежной еврейской жизни, продолжились лагеря в качестве ханиха, а затем и мадриха. Разумеется, круг знакомств расширился невероятно и огромное количество приятельских отношений и дружбы сохраняется до сих пор, хотя  люди разъехались совершенно по разным частям света: Израиль, США, Европа, Россия.

 

Отразилась ли как-то на карьере активная еврейская жизнь в юношеские годы?

Тот период жизни научил меня многому в сфере общения, креативного подхода к разным людям и обстоятельствам. Теперь это помогает мне в работе, поскольку основная специфика  кино (где развивается моя карьера на данном этапе) — каждодневное взаимодействие с совершенно разными представителями социума: вчера  это начальник железнодорожного депо в Черниговской области, сегодня сержант ДПС в центре Москвы, завтра американский режиссер индийского происхождения в Дубай и аргентинский кинооператор из Голливуда, а послезавтра браконьеры на озере Балхаш в Казахстане.

 

Очень интересно… а как давно ты в сфере кинематографа?

Больше десяти лет. Я занимаюсь организацией любого кино/видеосъемочного процесса: кино художественное, документальное, корпоративное, а также сериалы, музыкальные клипы и реклама. Раньше моя профессия называлась «директор съемочной группы», а теперь, в зависимости от формата и объема проекта, можно именоваться как линейным, так и исполнительным продюсером.

 

А как началась твоя карьера в кино? Ты же не сразу стал продюсером?

Благодаря цепочке обстоятельств, тогда давно,  познакомился с продюсером и режиссером Антоном Барщевским (к сожалению, скоропостижно ушедшим от нас в 2010 году). Зимой 2006 года Антон, вместе со своей довольно известной в кинокругах четой Барщевских–Виолиных, готовился к запуску масштабного исторического проекта. Он пригласил меня, на тот момент не знавшем о кино ничего, на должность заместителя директора группы. Вот так  моим первым опытом в кино стала многосерийная экранизация романа Анатолия Рыбакова «Тяжелый песок» — произведения, напрямую связанного с еврейской тематикой. Так что все сошлось.

Потом было еще несколько сериалов и фильмов в России, снятых как в павильонах «Мосфильма», так и в продолжительных и не очень киноэкспедициях по странам бывшего СССР. В 2009 году начались командировки подальше… Так в 2010 на Мальте удалось немного поработать на первом сезоне «Games of Thrones» («Игра Престолов»)

 

В каких еще странах ты побывал за годы работы в кино?

Порядка десяти стран — республик бывшего СССР, Таиланд, Сербия, Мальта, Италия, Англия, ОАЭ (где на данный момент провожу большую часть времени). Кстати, один из самых больших плюсов нашей профессии – это возможность путешествовать, общаться с представителями разных культур. Меня это радует бесконечно. 

 

Рабочий график, как можно понять, плотный. Получается выкроить время, чтобы слетать в Израиль?

Прилетаю раз в 2-3 года, но это очень родная страна.  Выхожу из аэропорта Бен-Гурион  с ощущением, что вернулся домой.  

 

Наверняка есть любимые места на Священной Земле?

Иерусалим, Старый город, Верхняя Хайфа в районе Техниона, Нешера с потрясающим видом на Хайфский залив и все Крайот вплоть до Ливана. Еще Мицпе-Рамон ранним утром, когда солнце на восходе начинает освещать кратер, скалы и пустыню – невероятно красиво.

 

Ты упомянул ОАЭ… Интересный выбор для представителя еврейской культуры. Возможно ли там соблюдать еврейские традиции?

Да, интересный (смеется).  Я живу в Дубае чуть меньше года. К сожалению, Дубай и ОАЭ вообще – не самое привлекательное место для нашей нации в силу ряда факторов: у ОАЭ и Израиля нет дипломатических отношений, нет прямого авиасообщения, а наличие израильского гражданства безусловно закрывает возможность посещения ОАЭ. Разумеется, среди экспатов, проживающих в Эмиратах, есть представители еврейского народа, но это, как минимум, не афишируется. Поэтому открытого соблюдения традиций, очевидно, не существует. Но у себя дома люди вольны жить так, как нравится. Что касается меня: я приехал в арабскую страну, я уважаю их законы и образ жизни, как уважаю абсолютно любую страну. Скажу банальную, наверно, фразу, но это факт: мусульмане очень разные. Культурные и иные особенности зачастую приводят к противоречиям не менее острым, нежели внутриеврейские: сирийцы «таки имеют много что сказать за» египтян, ливанцы  — за палестинцев, а еще есть персы – иранцы, и прочие пакистанцы.. Напоминает Израиль, правда? Стараюсь не вступать в полемику относительно арабо-израильского конфликта и не показываю свою татуировку со звездой Давида. На самом деле, вопрос этот очень деликатный и требует отдельного разговора.

 

Обязательно! А какие традиции ты соблюдаешь и планируешь воспитывать в детях? 

Я соблюдаю пост 9 ава и Йом-Кипур, не употребляю свинину (с этим в ОАЭ нет проблем) и с удовольствием отмечаю, как и предписано традицией, с друзьями  Рош-a-Шана, Хануку, Пурим, Песах.

Я не женат и детей пока нет. Но, разумеется, потомки мои будут знать о еврейской культуре, традициях и своих корнях.

 

Давай вернемся к кино. Если мы говорим о национальном кино, то какие особенности еврейского кинематографа можно выделить?

Я бы разделял кино еврейское и израильское.  Последнее – довольно известно в мире.  К примеру, один из самых успешных современных сериалов Homeland (канал Showtime) – не что иное, как переработка израильского оригинала Hatufim (Военнопленные). Кстати, очень рекомендую к просмотру. Успешно идущий на СТС ситком «Светофор» — ремейк израильского «Ramzor». Израильское кино регулярно номинируется и собирает призы на многочисленных фестивалях по всему миру. 

Года три назад был на фестивале Израильского кино в «Пионере» — потрясающее удовольствие. Дубляж, увы, не передаст на 100 процентов всего, поэтому убедился, что смотреть фильмы необходимо на языке оригинала.

 

Хорошо. А что такое тогда еврейское кино?

С этим сложнее. «Список Шиндлера» Спилберга, снятое евреем про немца –  это еврейское кино? А «Жизнь прекрасна» Бениньи, снятая итальянцем про еврея – оно какое? А весь Вуди Аллен?

Суть «еврейского кино» (словосочетание, которое не стоит воспринимать прямолинейно)  — это сама тема. И неважно, где оно снято — в Израиле, России или Голливуде (созданный, между прочим, при активном участии евреев). Разумеется, кинематограф, как искусство XX века, при отражении еврейской темы, очень часто обращался к самому значительному и самому больному событию в жизни евреев – Холокосту. Это понятно и объяснимо. Сейчас много снимается легких фильмов о жизни еврейских семей («This Is Where I Leave You» Шона Леви, например ). Без войны, без концлагерей. Легкие, смешные комедии. А чего стоит прекрасный фильм Джоша Аппиньянези “The Infidel” про мусульманина, который узнает, что он усыновлен, но по рождению еврей. Субъективно для меня – это всё «еврейское кино».

 

Есть о чем задуматься! Спасибо! И напоследок —  кредо, отражающее жизненные установки?

Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим ©

 

Автор: Анастасия Бойко

Читайте также

Оставить комментарий