Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

М. Боген: “Я не успел вам рассказать о спорте…”

17 августа 2005 / Главная
search
mjcc-zaglushka.png

По словам Михаила Михайловича, сам он никогда не собирался заниматься теорией спорта и уж тем более поступать в институт физкультуры. На первом же экзамене в другом институте по предмету, по которому у Михаила Михайловича никогда не было ниже "пятерки", он получил "два". После этого его документы не приняли ни в какой другой институт, кроме физкультурного… Позже, уже будучи доктором наук профессором, в самый разгар его успехов, ему пришлось покинуть практическую деятельность (атлетику) и уйти в теорию. В свое время это очень расстроило его. Но сейчас, спустя долгое время, Михаил Михайлович твердо убежден, что Господь своей твердой рукой направлял его по дороге, которую Он ему начертал. Но прежче, чем прийти к пониманию этого, Богену пришлось пройти долгий и трудный трудовой путь, глубоко изучать Тору. "Спортивные достижения, – говорит М. Боген, – это не личная заслуга и предмет гордости спортсмена, это торжество Бога, Его слава, Его благословение. Спортсмен не должен считать себя выше других и более заслуженным. Это не он сделал себя чемпионом. Это Бог захотел сделать его чемпионом". "Кто силен? Силен тот, что превозмогает свою немощь. Кто богат? Богат тот, кто удовлетворяется тем, что дано. Не должен гордиться сильный силою своею. Не должен гордиться мудрый мудростью своею. Потому что его мудрость и его сила – это реализация желания Бога продемонстрировать свое всемогущество на нем". Исходя из этого высказывания Торы, Михаил Михайлович убежден: если следовать этому принципу, можно возродить наш спорт. (Полную версию лекции на тему "Тора и спорт" вы можете прочитать здесь).
М.М. Боген, профессор, д.п.н.Гармоничное восприятие  спорта через Тору. Уважаемые слушатели, друзья. Я несколько в необычной обстановке. Во-первых, потому что я публичных лекций никогда не читал на эту тему, а во-вторых, потому что сам предмет очень деликатный, требует осторожного обращения, и, в-третьих, я всегда смотрю в глаза моим слушателям, а здесь прожектора светят мне в глаза, а я ваших глаз не вижу. Ну, ничего, Бог даст слово, как сказано в Торе.

 Итак, прежде всего. Откуда взялась сама тема: «Тора и спорт».

Она взялась из жизни, как и все остальное. За последние три-четыре года население России уменьшилось на 5 миллионов. Было 150 миллионов, осталось – 145, о чем не так давно объявили. А ведь Вернадский в начале века предсказывал, что население в России в начале 21 века увеличится до 500 миллионов человек. Вы представляете, какую мясорубку нужно было пройти России, чтобы довести население до 145 миллионов человек. Россия погибает, а это все-таки моя родина и ваша тоже. И это очень больно.

 Вторая причина: государство Израиль – это также наше государство, несмотря на то, что мы – российские граждане. Лично я его воспринимаю как мое государство, которое все мы ждали больше 2000 лет. Как вы знаете, в Израиле ситуация сейчас тоже неблагоприятная. Несмотря на мирное время, там идет война, умирают люди.

И вот здесь я вижу спасение для России в том, чтобы люди могли сопротивляться любым неблагоприятным условиям жизни в России. Можно ли достичь такого состояния человека? Я вам уверенно скажу – можно, но для этого нужно значительно не усилить, не снабдить всех бесплатными лекарствами. Нет. Это очень эфемерные. Для этого есть другое средство. Нужно повысить энергетический потенциал человека. А как это сделать? А сделать это довольно просто. Нужно, чтобы человек занимался физкультурой.

 В чем же тут дело? А дело в том, что физкультура допускает точное дозировние. Если заниматься стандартной физкультурой, такой, как обычная утренняя зарядка, которую нам пропагандировали много лет по радио, телевидению, в школе, вузе, армии, – то такая физкультура не дает эффекта возрастания энергетического потенциала. А если и дает немного, то только на первом этапе. А потом стандартная нагрузка становится незаметной для организма, и пользы становится все меньше.

 А вот когда речь идет о постепенном и постоянном маленьком возрастании нагрузок, вот тогда организм вынужден постоянно адаптироваться к ним, и, соответственно, наращивать свою энергетическую мощность. Сущность адаптации и заключается в том, что человек раскручивает свою энергетику, организм становится машиной, которая вырабатывает столько энергии, что хватает на компенсацию любых неблагоприятных условий существования. А такая система физического воспитания свойственна только спорту.

 В физической культуре, и в физическом воспитании вообще есть две ветви. Первая – это  нормированное воспитание, где человека призывают к тому, чтобы он был нормальным. Вторая ветвь физического воспитания – это спорт. А спорт – это такая форма физического воспитания, которая направлена на максимум развития способностей человека. Этот максимум у каждого человека свой.  Это индивидуальный максимум. Общего максимума для всех не существует.

 И вот этот максимум обозначен был в наших официальных документах как физическое совершенство. Но наше государство, которое жило по планам и по утвержденным бумагам, понятие «физическое совершенство» постаралось втиснуть в рамки. А чтобы определить эти рамки, спорили лет 15. И, наконец, кого-то осенило. Было решено, что физическое совершенство – это нормативы ГТО!

 Но это же само по себе абсурдно: спорт не нацелен на нормативы. Он нацелен на совершенство. И вот здесь кроется самое интересное. Дело в том, что в нашей литературе до 1962 года вообще не было термина «совершенство». Почему? Это было странно.

 Только в последние годы я смог разобраться, почему. Потому что «совершенство» – это понятие библейское, это понятие Торы. А ссылаться на такие источники было нехорошо, некрасиво, неэтично с точки зрения коммунистической идеологии. Но на XXII съезде Партии была принята программа ЦК КПСС на следующий период, в которой было записано, что «в настоящее время сложилась ситуация, в которой мы можем воспитать нового человека, сочетающего в себе нравственную чистоту, моральные принципы и физическое совершенство». Раз в партийной программе есть слово «совершенство», значит, оно должно превратиться в директиву. Что и было сделано. И объяснено, что, в конце концов, это нормы ГТО.

 Действительно ли спорт является средством спасения России? А Израиля? Россия так и не создала совершенной физической культуры. Чего стоят все рапорты о том, что у нас количество значикистов ГТО уже 100 % а в некоторых местах уже 120 % и т.д.? Ведь это все бумажное строительство коммунизма. В отчетах можно писать все, что угодно. А на самом деле Великая Отечественная война выявила абсолютную физическую немощь большинства армейского контингента. Чуть ли не треть погибших – это утонувшие в речках, которые не умели плавать. А по отчетам ГТО плавать умели все. Также солдаты не выдерживали физических нагрузок, и гибли из-за этого. Правительство же и партия было намерено взять фашистов числом. Итог: 30 миллионов погибших. По другим источникам – намного больше.

 В Израиле другая ситуация. Это – маленькая страна. Здесь нельзя побеждать пролитой кровью. В Израиле мало народу и тут надо побеждать другими методами. Единственный путь выживания для Израиля – это быть физически очень мощным народом. Когда-то он и был таким, так как он побеждал 7-тысячную армию хасманеев, он прогнал огромную армию греков. Бог помог. Да, Бог помог. Но Бог помогает только тем, кто трудится во имя Его. Так что для Израиля вопрос физической подготовки населения – это вопрос первостепенной важности. И не только для войны, и для труда, но и вообще для условий существования в таком климате, как там. Так в чем же заключается проблема? А она в том, что в израильской номенклатуре специальностей профессии тренера нет вообще. Вместо этого есть профессия «преподаватель физической культуры»… Разве может «преподаватель физической культуры» воспитать великих чемпионов?

 Надо сказать, что такое физкультура. Физкультура, особенно в еврейском понимании – это активный отдых в перерывах между изучением Библии, между изучением Торы. И вот такая вот развлекательная восстановительная физкультура существует в большинстве стран мира. И в Израиле тоже. Но ведь это не решает вопроса.

 Поэтому я и взялся посмотреть, а действительно ли Тора рекомендует заниматься только развлекательной, а не серьезной физкультурой. Я говорил со многими раввинами, которых я уважаю, и они все, даже не будучи знакомы друг с другом, говорили:

– Как это нет физкультуры? Вот у нас в ешиве была физкультура!- А какая была физкультура? – Брали мячик, брали теннисные ракетки, в бассейн ходили… Немного позанимаемся и – уже хорошо…

То есть это – развлекательная физкультура. Настоящей физкультуры не было. А почему? А потому что главный завет Торы – это заниматься Торой. Постижение слова Божьего. Это главное. А спорт от этого отвлекает. И тогда я начал изучать Тору. Я стал смотреть, что же сказано в Торе о физическом воспитании, о заботе и о развитии тела.

Оказалась интересная вещь: в Торе нет книги, в которой бы не упоминалась необходимость, обязательность заботы о теле. Т.е. вся Тора насквозь пронизана идеей великой телесной могучести.

Вот, что я вычитал конкретно. «Будь дерзок, как тигр, стремителен, как орел, быстр, как олень и могуч как лев, исполняя волю отца твоего небесного». Тут подчеркиваются все физические качества, которые упомянуты сегодня во всех учебниках по физической культуре. Ничего не упущено.

А что это за воля Отца. А воля Отца вот какая. Его дети, люди, созданные им, должны выполнять свое предназначение. И не где-нибудь, а в реальном физическом мире, где есть притяжение, которое создает вес, где перемещение веса своего тела требует затрат энергии.

Главный завет Бога заключается в смысле творения человека: человек должен  реализовать намерения Бога своим трудом создать совершенную землю и совершенного человека. «Создадим человека по образу нашему и по подобию нашему». Но и человек, и сфера его обитания оказались несовершенными. Бог, Он творит и сейчас, но творит трудом людей, мыслями людей, силами людей, которые он вкладывает в них.

Когда Бог сотворил человека, Он сделал его свободным, обеспечив ему свободу выбора. Поселив человека в раю, Бог предоставил ему возможность жить без забот. Но Бог сделал маленькое замечание: «Ты можешь пользоваться всем, но не трогай плодов дерева познания добра и зла». Один маленький запрет…

Тора не запрещает читателю Торы думать. А призывает его к раздумьям. Почему Бог это сказал? Почему он обратил внимание первого человека именно на этом дереве?

Все дело в том, что для Бога время не течет так, как для нас. У Бога нет времени в нашем понимании вообще, потому что он живет в прошлом, в настоящем и в будущем одновременно. Он, конечно, знал историю человека. И для того, чтобы эту историю воплотить, чтобы человек стал развитым человеком, Бог зафиксировал его интерес на этом дереве. И человек попробовал. И за нарушение этого запрета Бог выгнал его из рая и сказал: «А в наказание будешь в поте лица добывать свой хлеб».

Тора поясняет, что такое хлеб: «Не одним лишь хлебом живет человек, но всем, что исходит из уст Бога». А что исходит из уст Бога? В Торе есть ответ в самом начале: «Да будет свет! И стал свет. Отделил Бог свет от тьмы. Да будет небо и будет земля, будут воды, и будут растения». Десять раз сказал Бог «Да будет!» И его слово осуществилось, оно стало сущим. Любым словом, исходящим из уст Бога, будет жив человек. Поэтому, когда речь идет о хлебе, это значит, что любое знание, любое умение, любую потребность, ты должен будешь добывать в труде и в поте лица. И тут Бог добавляет: «Обрабатывая землю». Т.е., «используя все, что Я создал. Ты хозяин на земле. Ты будешь ее обрабатывать».

Кстати, уже не в Торе, а в современных философских концепциях, культура – это противоположность природе. То, что создано природой, что исходило из уст Бога – это природа. А вот «будешь обрабатывать землю», в переводе на наши понятия означает, что «ты создашь культуру во всем, к чему ты прикоснешься, ты сделаешь землю культурной».

Вы видите, как Бог мудр. На самом деле, конечно, это было не проклятие. Это было, как и в других случаях, напутствие. И человек идет по этой дороге до сих пор. Человек, обрабатывая землю, приспосабливая природу к удовлетворению своих потребностей, познает мир. Когда Адам вкусил от древа познания добра и зла, когда он включился в мир, который требует знания и отделения добра, он должен был это сделать через труд. Возьмите сейчас психологические концепции… Абсолютно все представления человека – что такое время, что такое пространство, сила, скорость  и т.д., что характеризует наше бытие – это все результаты ознакомления со свойствами предметов в работе с этими предметами. Предметное действо – источник знания.

 Чем больше читаешь Тору, тем больше она доказывает тебе, что это не измышления каких-то людей, которые хотели заморочить пролетариев, чтобы они верили в Бога и не верили в свое светлое будущее. Тора – это единственный источник знаний на земле. Единственный. Уникальный. Который не написан человеком, но написан рукой Творца. Поэтому не удивляйтесь.

 Лично я перестал удивляться, когда я, например, в Торе нашел абсолютно всю марксистскую философию. Вы можете сейчас улыбнуться. Но все, что говорил Маркс о диалектике, о материализме, о всем-всем-всем, – можно найти в Торе, там всё это заложено. Интереснее, как Маркс додумался до этого…

 Откуда появляются мысли в голове человека? Ты об этом даже не думал, и вдруг у тебя сверкнуло в голове… какое-то решение, какая-то оценка или какая-то мысль. А вот откуда. «И вдохнул Бог в тело, созданное из праха земного… вдохнул душу живую, свое дыхание…». И вдохнув в человека свое дыхание, Бог поселился внутри человека. Почему первый запрет – это запрет на изображение человека? Никакого изображения и никакого поклонения этим изображениям? А потому что у Бога нет образа. Он не ограничен образом. Он живет внутри каждого. И если в тебе возникает какая-то мысль, озаряет тебя вдруг, – это не твоя мысль, как думаешь ты. Это мысль внушена тебе Богом, который внутри тебя. Он живет с тобой все время. И поэтому вот эти озарения имеют свой источник. Гениальные озарения – это не озарения этого человека. Эйнштейн – гений не потому, что он Эйнштейн, а потому, что Бог вложил в его голову эту мысль, эту концепцию. И таких примеров много. Марксу Бог вложил в голову его концепцию коммунизма. А Блаватской он вложил в голову её взгляды на историческую смену поколений, на смену видов жизни человека на земле. И сделал это с такой детальностью и подробностями, которые за одну жизнь ни один человек не сможет создать. То, что говорят пророки – это слова, это мысли, которые Бог внутри них вкладывает им в голову, и которые осознает человек, если Бог это захочет.

…И Бог велит человеку уйти из рая, обрабатывать землю, делать землю культурной и пользоваться плодами своего труда. Так и пошло, но деятельность требует здоровья и телесной крепости. И Тора прямо говорит о физическом воспитании человека. «Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, чем богач с изможденным телом. Здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота. Крепкое тело лучше несметного богатства. Нет богатства лучше телесного здоровья». Это книга Сероха «Бонсерах».

В книгах Торы рассказано о людях, обладавшими выдающимися физическими качествами. Все мы знаем пример Самсона, который обладал невероятной физической силой.

Иди другой пример. 16-летний мальчик пасет стада своего отца, а в это время идет война. Фелистимляне одолевают Израиль, и чтобы не терять много людей в битве, фелистимляне предложили Израилю: «Мы выставим нашего самого сильного человек, и вы вашего самого сильного, пусть они схватятся. Победитель побеждает не того, кого он победил, а все наше войско. Мы это признаем и сдаемся на милость. Или вы сдаетесь нам, если победит наш представитель». Тут понятно, что речь идет о Давиде и Голиафе. Никто из израильского войска не решился выступить против великана (Голиафа), он был выше 6 метров роста.

 У Давида было шесть старших братьев. И пророк Самуил сказал царю Саулу о том, что победителем Голиафа будет человек из этой семьи. Саул позвал братьев к себе и спросил, кто из них хочет сразиться. Но никто не хотел. Тогда они сказали, что у них есть еще один брат, правда, он еще маленький. Его позвали, и царь удивился, что такой хрупкий мальчик должен бороться с Голиафом. Он спросил его, сможет ли он победить Голиафа. На что мальчик ответил: «Не я, а Господь моими руками. Я пойду и буду биться с Голиафом».

 Вы знаете, что Давид, хоть он и был маленький, победил Голиафа, потому что с ним был Господь. Голиаф, увидев такого противника, начал смеяться, но, видимо, не успел, потому что камень, метко пущенный Давидом, попал ему в середину лба. И Голиаф рухнул замертво. Могучесть и высочайшее умение распорядиться своим телом, попасть с огромной силой точно в лоб и убить, – для этого нужно очень много упражняться.

 В книге Судей есть фраза: «И было семьсот человек отборных, каждый из которых бросая из прощи камни в волос, не бросал мимо». Камни в волос! Я, например, не представляю себе сегодня кого-нибудь из великих чемпионов, которые бы могли это сделать. А там было семьсот человек. Отборных – это говорит о том, что там были не только упражнения, там были еще и соревнования. Чтобы отобрать эти семьсот человек, нужны тысячи, из которых надо выбирать. И там было не только бросание камней. Отобрать нужно было не только тех, кто умеет бросать камни, но и тех, кто умеет стрелять из лука, и тех, кто умеет рубить мечом, и тех, кто руками может справиться с противником. Так что, несмотря на всю скромность тех сведений, которые Тора дает непосредственно, размышляя над текстами, можно с совершенной уверенностью говорить о том, что была система воспитания великолепной фантастической точности и координации движений, атлетики, была великолепная система соревнований (о которой тоже, правда, не говорится, но, вероятно, она была)…

 Смотрите дальше. Возьмем пример не молодого, а зрелого человека. Пятьдесят лет было Иакову, когда он со своей семьей возвращался от Лавана к себе на родину. И вот на ближайших подходах к родине на реке, которая называлась Иавок, его встречает ангел. Ангел-хранитель, как говорят толкователи Торы, Исаава, у которого в свое время Иаков отобрал первородство, и которого он боялся, что тот будет ему мстить. По толкованиям мудрецов Исав послал своего ангела-хранителя расправиться в Иаковым, чтобы он не перешел эту речку в землю своего проживания.

 Написано в Торе, что «… и боролся с ним некто, и не мог его победить… и когда начался рассвет, этот некто сказал ему: «Опусти меня, люди не должны видеть то, что я не смог тебя победить…» А Иакову этот некто сказал: «Ты победил ангела и людей побеждать будешь». Здесь вы видите, Иаков был благословен. Это значит, что Бог его очень и очень берег для больших дел. И поэтому он допустил единственного во всей Торе и во всей последующей истории, телесного человека сравняться в физической силе с собой. Он не смог победить ангела, но и ангел не смог победить и его.

 Еще более яркий пример – это Моше (в русской транскрипции – Моисей), который в восемьдесят лет начал свой сорокалетний марш к земле обетованной! И он шел пешком. Он не ехал в такси по Синайской пустыне, его не несли на руках, как восточных правителей. Моисей умер в 120 лет. И Тора пишет: «Но сила его не истощилась, и зрение его не притупилось». Просто пришел срок, когда он должен был умереть. Он не должен был войти в землю Обетованную. Бог его предупредил об этом заранее. Брат Моше – Аарон, первосвященник, тоже был выдающейся силы и мощности человек.

 Бог говорит Моше: «Первосвященник должен обладать силой, мужеством и решимостью. Твой брат Аарон обладает всеми этими качествами». И еще дальше в толковании, в Мидраше к этой главе сказано, что когда Аарон посвящал в левиты (в служители) евреев, он каждого поднимал руками вверх и вниз и поворачивал его в воздухе слева-направо. Это был такой ритуал посвящения. И за один день он посвятил 22 тысячи человек, как сказано в священных книгах. Какой мощью должен обладать человек, чтобы это сделать? Человек, Аарон, брат Моше!

 Интересно, что сказанное о физической мощи, сказано не только о мужчинах, но и о женщинах. Вот, что пишет Тора о женщине: «Кто найдет добродетельную жену. Цена ее выше жемчугов. Она припоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она в будущее». Вот такие великолепные слова о женщине.

Чтобы еще немного подкрепить то, что я говорил, хочу сказать о семье, о сыновьях Иакова. Это родоначальники всего живущего народа Израиля, всех евреев, по всей земле. Очень интересен рассказ о том, как встречались братья с Иосифом (а Иосиф был вторым лицом после фараона и занимался распределением хлеба для нуждающихся). Иосиф выстроил свою встречу с братьями таким образом, что в мешке его родного по матери брата Вениамина оказался серебряный кубок самого Иосифа. Иосиф вернул их, обвинил в шпионаже и воровстве, и оставил у себя заложника с тем, чтобы братья привезли к нему отца. Братья взмолились. Они не знали, что Иосиф их брат. Они видели в нем наместника фараона и первого его помощника. Они упросили его отпустить Вениамина, так как отец не выдержит потери второго сына (первым был сам Иосиф). И тогда Иосиф показал на Шимона: «Вот он останется». Шимон начал кричать, что он не останется. И тогда Иосиф сказал своему сыну Минаше, который отвечал за дворцовую стражу, чтобы он утихомирил Шимона. Минаше подошел к Шимону и влепил ему такую затрещину, что Шимон онемел от изумления, перестал буянить, и пошел, куда ему показал Минаша. И, проходя мимо брата, сказал: «Этот из нашего рода». Такой силой больше никто не мог обладать. Все братья были страшно сильные. Все!

 Узнал ли бы в сегодняшних хилых, слабых еврейских мальчиках и девочках Шимон, что они «из нашего рода»? Вы представляете: Бог плачет в Торе об этой отличительной особенности нашего рода. Он знает, что так будет в далеком будущем. Вот этой репликой Шимона он просит всех из Торы: «Не забудьте о том, что вы из нашего рода, что вы должны быть могучими».

 Я хочу вам еще сказать о двух братьях. Марк Шагал расписал окна главной еврейской Синагоги витражами. Там 12 витражей, которые символизируют 12 колен израилевых. Вот это витраж, посвященный Рувиму (Рубену). Иаков, умирая, благословил своих сыновей и дал каждому краткую характеристику. Вот, что он сказал о Рубене, глядя ему в глаза: «Рубен, первенец мой, крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества». Все были богатырями, но Рубен был сильнее их всех физически.

 Витраж, посвященный Иуде. Что говорит умирающий Иаков Иуде: «Молодой лев, Иуда, рука твоя на хребте врагов твоих». Приклонился он, как лев, и как львица. Кто поднимет его? Ему покорность народов».

 Я думаю, что как сейчас Израиль жив, он и будет жив и дальше. Потому что не только эта земля обетована Богом Израилю, но еще и потому, что ему обетована сила Иуды. «Он лег, как лев и как львица. Кто поднимет его? Ему покорность народов».

 Иосиф. Об Иосифе умирающий Иаков сказал: «Отрасль плодоносного дерева. Враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога иаковлева». Откуда мощь? От рук! Не случайно «мощь».

 Но мощь физическая нужна была не только простолюдинам. Несмотря на то, что мы сейчас с вами говорили об Иакове, о его сыновьях, которые были простым людом. Цари, судьи – это было через много лет в его потомстве. В Торе есть указание на качества, необходимые людям, тем, кому Бог поручает быть руководителями Израиля. Для первосвященника необходимые качества – это мудрость, приятная наружность, крепость. Об Аароне мы с вами уже говорили. Те же качества необходимы и царю. И Тора говорит, что когда царя помазывали маслом помазания, его внешний вид чудесным образом преображался: из маленького он становился высоким, из хилого – крепким. Масло помазания изменяло не только телосложение помазанника, но и давало ему силу и энергию. Об этом написано в Первой Книге Царств. В комментарии равва Дирша Книги «Исход» к стиху 14 в 4 главе сказано: «Только в здоровом крепком теле дух может достичь такой ясности, что сможет черпать в источнике Торы». Это уже не о царях, не о судьях, а о каждом еврее, главным занятием которого, особенно в галуте, т.е. в изгнании, в чужой системе законодательства, в строении общества, было  заниматься Торой. Впрочем это было основным условием выживания. Ибо только в здоровом крепком теле хватит физической силы, чтобы вынести огромную нагрузку постижения Торы во всех ее слоях.

 О чем идет речь? Проникновение в содержание Торы доступно каждому, но на разном уровне глубины погружения в эту Тору. Проникновение в само содержание обозначено в священных книгах словом «пардес». Что такое «пардес»? «Пардес» – это аббревиатура. Она образована из начальных букв четырех понятий. Эти понятия раскрывают смысловую структуру Торы.

 Первый верхний слой – поверхностный – «пшат». Этот слой раскрывает буквальное значение того, что читает человек. На этом уровне Тору постигают дети евреев. Тору начинают постигать раньше, чем начинают ходить.

 Второй слой – «ремес» – позволяет понять намек, скрытый в поверхностном словесном оформлении. Он скрыт от непосвященного читателя, дети его, естественно, не улавливают. Не улавливают и другие, которые впервые раскрывают эту книгу.

 Третий слой – «друш». Это слой, доступный уже погруженному в Тору человеку. Этот слой раскрывает путь к истолкованию текста. Кто может знать то, что написано? Мы уже несколько раз этого слоя касались. В частности, когда я говорил о том, что значат слова, где об Израиле сказано, что только в здоровом крепком теле дух может достичь такой ясности, что может черпать в источнике Торы. Или о том, что народы преклонятся перед ним» (перед Иудой), настолько он мощен – это надо истолковывать.

 И, наконец, четвертый слой – «сод». Это слой, который раскрывает человеку, погруженному в Тору тайный, мистический смысл. Т.е. смысл, который нельзя понять через законы предметного вечного физического мира. Например, нельзя понять, как это душа может быть и в прошлом и в настоящем, и в будущем. Перемещение души в физическом  времени для нас нереально. Объяснения этого смысла скрываются уже не в Торе. Они скрываются в другом откровении – Каббале. И они доступны только тем, кто прошел первые три слоя понимания Торы. Для того чтобы проникнуть в Тору, необходимо иметь предварительную подготовку. А что подразумевается под «предварительной подготовкой»? Первое – это изучить законы логики. Второе – изучить математику в ее разных проявлениях. Надо познать землю и то, что ее окружает. И только после всего этого приступать к познанию Торы. Иначе не понять ничего.

 Мне кажется, что в математике зашифрована Тора. Математические законы – это те же законы, только в цифровом выражении. Я разговаривал с хорошими математиками. Выслушав эту мысль, они были слегка ошарашены, но потом допускали мысль о том, что это вполне может быть.

 То, что я сказал о физическом воспитании, – мне кажется, что это достаточно убедительно подтверждает мою гипотезу о том, что Тора – она не просто упоминает о физическом воспитании человека. Заботы о физическом воспитании человека – это не просто информация. Это – мицва (завет), которую надо беспрекословно выполнять. И огромный грех Израиля сегодняшнего в том, что он не увидел эту мицву. В десяти заповедях об этом не сказано, нигде в Торе прямо это не сказано. Зато сказано косвенно. Каким должен быть царь? Физически сильным. Каким должен быть первосвященник? Физически сильным. Чем отличается наш род, род Израиля? Феноменальной физической силой. Вот эта мицва – она везде проглядывает.

 Вы спросите, почему Бог не прописал ее в Торе? Потому что Бог всеведущ, он всезнающ. Он знал, что 2000 лет евреи будут жить не у себя на родине и жить по чужим законам. И там они просто не смогут выполнять то, что нужно для физического совершенствования, иначе их истребят. А Бог обещал их сохранить. Но Бог знал, что наступит время и в 20 веке возродится государство Израиль на обетованной земле, и тогда это будет мицвой – заветом. Его нельзя не исполнять. Когда Тора описывает храм, который потом был реализован Соломоном, там подробно описывается все, даже гвозди, которые должны там быть. И если хотя бы маленькая деталь не будет исполнена из того, что написано в Торе, то в этом храме Бог жить не будет. Потому что это – что-то другое. То же самое с системой мицвот. Если самая маленькая из этих мицвот не исполняется – это значит, что не исполняются все мицвы.

 То, о чем я сейчас вам говорю, мысль, которую я стараюсь до вас донести, возникла, когда я начал погружаться в глубины Торы. И опираясь, на то, что я вам перед этим сказал, я говорю: это не моя мысль. Эту мысль Он мне подсказал, поэтому она появилась в моей голове. Я в этом убежден. А почему в моей, а не в другой? Он выбрал меня, потому что я – учитель физкультуры, потому что я – тренер по легкой атлетике, потому что мои школы, в которых я работал, были лучшими. И я чувствую это все, как благословение оттуда. Это – мое дело. Хотя в институт физкультуры я даже и не мыслил идти, я хотел идти в другой институт. И на первом же экзамене, на сочинении, по предмету, по которому у меня никогда не было ниже «пятерки», я получил «два». Мне пришлось забрать документы. И потом их не приняли ни в какой институт, кроме института физкультуры. Тогда для меня это огромным несчастьем. Но на самом деле это была Его рука, которой он меня за шиворот вел по дороге, которую Он мне начертал. Я этого не понимал. Я теперь я нашел в Библии высказывание одного из мудрецов: «То, что кажется несчастьем – не несчастье. Это путь, по которому вас ведет Господь к вашему благополучию и счастью». Это написано в Талмуде. Позже, в разгар моих успехов Он меня вытащил от преподавательской практической деятельности и направил меня работать в высшее учебное заведение на кафедру теории. Я об этом даже не думал. Я считал, что если у институте, то – на легкой атлетике. Нет! Он меня заставил пойти на теорию. На легкую атлетику меня не приняли: не оказалось места, несмотря на то, что я уже был доктором, профессором и т.д.

 Я не успел вам рассказать о спорте. Я вам сказал, что спорт – это воспитание, направленное на максимум, сопряженное с соревнованием. Есть два принципа: 1. Гуманизм. Все, что делается в спорте, должно делаться во имя блага человека. Все, что вредит человеку, должно быть отвергнуто из спорта. 2. Принцип товарищеского взаимодействия. Его нельзя нарушать. Великая дружба между спортсменами выражается в том, что «я тебя бью и мое мастерство удара делает тебя великим мастером защиты; атвое великое мастерство в защите делает меня великим мастером удара». Вот такое товарищеское взаимодействие помогает нам, противникам в соревновании, продвигаться к совершенству. Т.е. к тому, о чем сказано в Торе.

(В материале использованы картины Марка Шагала)

Оставить комментарий

Читайте также

Медиа

Лекция директора МЕОЦ Моти Вайсберга о приходе Мошиаха

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11