Алекс Ростоцкий – музыкант, автор и создатель проекта «Джаз бас театр», художник, автор новой интерпретации «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского. Несколько лет назад Алекс и его группа посетили Африку (Уганду) с культурной миссией, участвуя в открытии Русско-Африканского фонда RAFCED (Russian African foundation for Science, Culture and Economic Development). Познакомившись с местными музыкантами, они записали народную музыку, которая легла в основу альбома «Песни озера Виктория и русских равнин». Помимо концерта, в Кампале была организована художественная выставка.
А совсем недавно в Москве, в Еврейском музее и центре Толерантности в рамках проекта «Кино как текст» состоялся премьерный показ полнометражного анимационного проекта «Апокриф», созданного Владимиром Куприяновым по сюжетам картин Ростоцкого.
Алекс, ваше творчество очень самобытно. Расскажите о природе вашего вдохновения, и как вы осознаете себя как композитора.
Я не могу назвать себя настоящим композитором, потому что не пишу музыку каждый день. Я сажусь писать тему, когда она начинает «звучать» во мне: важно, чтобы в ней были новизна и настроение; а вдохновение может прийти очень неожиданно, например, когда я листаю альбом любимых художников или слушаю музыку.
Как вы пришли к еврейской теме в творчестве?
Еврейская тема всегда была частью моей идентичности, но впервые я прикоснулся к ней во время работы над пьесой Мусоргского «Два еврея: богатый и бедный» из цикла «Картинки с Выставки», и одной из моих находок была хасидская тема, контрастная теме Мусоргского. А прошлым летом в районе венецианского гетто я столкнулся с большой семьёй религиозных евреев. Эта встреча меня поразила: лица, одежда, танец и пение, бережное отношение к родителям и бесконечная любовь к детям…всё это стало основой нового цикла графики, который я посвятил еврейской тематике.
Музыка для вас – это рождение звуковой ассоциации?
Да, конечно. Я занимаюсь джазом много лет, это как океан: ты погружаешься, и время тебя не волнует. Я постоянно ищу звук и тембр, мне кажется, что это основные элементы музыки, ведь от интересного звука или оригинального пения может родиться новый альбом: например, когда я услышал африканских певиц, я понял, что никогда не сталкивался ни с чем подобным.
Расскажите, про ваш проект «Музыка несуществующих народов” .
«Музыка несуществующих народов» – проект, которым я занимаюсь уже давно, начиная с альбома «Oriental impress» 2001 года. Мы с Юрой Парфёновым сочиняли музыку, я придумывал буквенные сочетания, и эти музыкальные напевы внешне были похожи на фольклорные интонации, но не были привязаны к конкретному региону.
Вы говорите, что занимаетесь джазом много лет. С кем-то из знаменитых музыкантов вам доводилось работать?
Да, конечно. Например, с Билли Кобэмом, Полом Болленбеком, Пако Сери, Линли Мартом, Майклом Рабиновицем, Домиником Ди Пьяцца, доктором Л.Субраманиамом и другими. Должен сказать, что джаз сам по себе – огромный простор для импровизации . Игра с каждым из этих музыкантов – большое счастье, а самое главное – это возможность говорить о музыке с этими великими артистами. После концерта ты долго анализируешь, что произошло, и многому учишься.
Общаетесь ли вы с художниками?
Иногда я хожу в мастерские разных художников и наблюдаю, впитываю. Но самое главное – это просто работать, делать то, что считаешь важным.
Автор: Екатерина Митина