Во вторник, незадолго до фарбренгена в честь Праздника освобождения 12–13 Тамуза, один из моих сыновей прислал мне свою заметку по поводу этого праздника. И ею стоит поделиться:
– Около двух лет назад мне посчастливилось вести молитвы в Йом-Кипур в Костроме — том самом городе, куда Ребе Раяц был сослан в изгнание 3 тамуза, после того как он чудом спасся от неминуемой смерти. В канун Святого Дня шалиах и раввин города, рав Нисан Руппо, провёл для меня экскурсию по городу и рассказал о пребывании Ребе Раяца в этом месте.
Каждый вторник Ребе Раяц должен был являться в милицию, чтобы «отмечаться». В понедельник он шёл по улице с сопровождавшим его хасидом и заметил велосипедиста, который ездил туда-сюда возле них. На следующий день, когда Ребе Раяц пришёл к зданию милиции, чтобы отметиться, он увидел, что оно закрыто – какой-то советский праздник. Вдруг он заметил того же велосипедиста — он стоял на балконе здания. Это был дежурный. Именно он сообщил Ребе: “Больше не нужно приходить. Вы свободны”. Рав Руппо остановился возле того самого балкона, показал мне место и сказал: «Здесь началось освобождение!»
А две недели назад я поехал с отличившимися учениками ешивы «Томхей тмимим – Москва» в Петербург — туда, где началась вся эта история. Мы посетили квартиру Ребе Раяца, в которой его арестовали в ночь на 15 сивана. Рабанит Хая Мушка стояла тогда на балконе дома, и когда к дому ночью подошёл наш Ребе, она предупредила его: «У нас гости!» И он всё понял.
Два балкона. Оба стали свидетелями драматических моментов в истории освобождения Ребе Раяца: один — символ начала изгнания, другой — символ вестника освобождения.
В хасидизме ничего не бывает случайным. Балконы символизируют взгляд сверху — тот, с которого видно и падение, и подъём. И изгнание, и освобождение. Первый балкон — момент страха, неопределённости. Второй балкон — момент освобождения, вести, глубокого облегчения. Смысл очевиден: даже самые тяжёлые моменты в себе уже несут начало освобождения. Каждый этап изгнания — это неотъемлемая часть Б-жественного процесса, ведущего нас к свету.
В своем письме Ребе Раяц подчёркивал: «В день 12 Тамуза Всевышний освободил не только меня, но и всех, кто любит нашу святую Тору, соблюдает заповеди, и даже тех, кто просто называется именем “Израиль”». Освобождение охватывает всех и каждого из нас. И оно всегда несёт в себе послание, приходящее свыше — от того высшего Провидения, что сопровождает народ Израиля в каждом поколении.
Балкон напоминает нам о необходимости смотреть на мир сверху. Верить, доверять и распространять свет даже тогда, когда всё ещё темно. Дни 12–13 Тамуза стали праздниками на поколения, и они зовут нас помнить: даже в изгнании мы движемся к освобождению. Мы стоим внизу, но есть Тот, Кто смотрит на нас сверху. И даже когда путь труден — он, без сомнения, ведёт к свету!
Фото: Еврейский журнал
Читайте также