Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение
В Пасхальной Агаде рассказывается: “Сказал рабби Элиэзер бен Азарья: “Вот я, как семидесятилетний, и не удостоился того, чтобы вспоминали о выходе из Египта по ночам (согласно моему указанию), пока не истолковал это Бен-Зома…”
В отношении этого высказывания рабби Элиэзера сказано в Талмуде, что на самом деле он в ту пору был многократно моложе, но Свыше “были даны ему восемнадцать рядов седых волос в бороде”. По этой причине он казался стариком. Но тогда непонятны его слова “и не удостоился я”. По простому, получается, что удивление рабби Элиэзера, в отношении того, что он “не удостоился”, связано не с тем, что он был большим мудрецом, а с тем фактом, что он выглядел, как семидесятилетний старик: посвятил много времени изучению данного вопроса, и потому должен был победить в законодательном споре, заслужить, чтобы закон был принят, согласно его мнению. Однако, поскольку он лишь выглядел, как старик, подобная претензия теряет всякую основу. Почему, действительно, закон должен был быть принят в соответствии с его мнением?
Известно, впрочем, что примеры, приводимые Торой, не являются произвольными, но “спускаются” через Седер Ишталшелут – ступени духовных миров – из источника того, чему служат примером. Если так, то сам факт, что рабби Элиэзер “выглядел, как старик”, проистекает из того, что, с точки зрения духовной, он действительно был “семидесятилетним”. И действительно, в сидуре Аризаля сказано, что по сумме лет, в течение которых его душа пребывала в различных воплощениях, рабби Элиэзеру действительно было семьдесят лет. Потому-то он и заканчивает фразу претензией “и не удостоился я”, так как, с духовной точки зрения, рабби Элиэзер бен Азарья был стариком и должен был удостоиться того, чтобы законодательное решение было вынесено в соответствии с его мнением.
Из всего вышесказанного можно извлечь урок, актуальный для каждого из нас.
Души, воплотившиеся в нашем поколении, в большинстве своем не являются душами “новыми”. Они уже хотя бы единожды приходили в этот мир и облекались в материальное тело. Когда на долю человека выпадает задача, которая, с точки зрения его сил и способностей в данном воплощении, кажется ему невыполнимой, – ему необходимо осознать, что внутри него долен раскрыться позитивный потенциал, которым он обладает еще со времен предыдущих воплощений, и он поможет ему в исполнении возложенной на него миссии.
Однако, на первый взгляд, остается место для вопроса: если то, что приобретено человеком в течение предшествующих реинкарнаций, может проявляться в этом воплощении, то, казалось бы, из воплощения в воплощение может “переходить” также и зло. И кто знает, каково было его состояние в предшествующем воплощении, и откуда он возьмет силы побороть зло и выполнить свою задачу?
Ответ на это следующий. Существование добра – вечно и непреходяще. Исполнение нами заповедей поддерживает мир в существовании. И как сказано в книге Тания: “Это единство (между евреем, исполняющим волю Творца, и Всевышним, возникшее в результате выполнения заповеди) – вечно”. Но в отличие от этого, зло не представляет из себя реального существования вовсе, а является лишь сокрытием Б-жественности. И если человек принял за это совершённое им зло очищающее его наказание, на материальном или духовном уровне, или же раскаялся в содеянном, – зло исчезает полностью. И тем более, если человек совершил “раскаяние из любви”, столь сильное, что даже умышленные его проступки становятся заслугами.
Это же может послужить ответом на часто задаваемый вопрос: каким образом возможно такое, что предыдущие поколения, которые были духовно выше нашего, не удостоились раскрытия Машиаха, а сейчас наше поколение вдруг окажется достойным этого? Ибо нашему поколению принадлежит также все позитивное, что принадлежало поколениям предшествующим, как говорилось выше, и поэтому именно мы, теперь, удостоимся прихода Мошиаха – вскоре, в наши дни!
Изложение р-на Шмуэля Соминского