Раввин Лазар поздравил еврейскую общину с праздником Симхат Тора

04 октября 2015 / Главная
search
lazar-simhat-tora-300-200.jpg

Раввин Лазар поздравил еврейскую общину с праздником Симхат Тора

Вечером 5 октября (22 тишрея) иудеи всего мира начинают отмечать Симхат Тора – один из самых радостных праздников еврейского календаря. В этот день завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый. Яркой чертой праздника является торжественное шествие со свитками Торы вокруг возвышения в центре синагоги. Специально для этого из синагогального ковчега извлекаются все свитки Торы. Праздничное веселье сопровождается танцами и всеобщим ликованием, которыми евреи выражают веру и любовь к Творцу.

В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны. В обращении раввина говорится:

«Дорогие друзья!

От всей души поздравляю вас с Симхат Тора – праздником Радости Торы.

Это не просто веселый и радостный праздник, как об этом говорит само его название. Это еще и кульминация всех праздников месяца тишрей – время, когда человек добирается до вершины служения Б-гу.

Поэтому наша главная задача в этот день – радоваться. На Симхат Тора нет особых молитв, нет особых заповедей, мы не предаемся медитации… Просто берем в руки свиток Торы и танцуем с ним!

Главная причина радости этого дня – в том, что мы завершили чтение Торы. Весь год, каждую неделю по субботам мы читали Тору в синагоге, главу за главой: а затем каждый день углубляли знания, посещали уроки Торы, семинары и конференции. Сегодня завершается последняя глава. И на сей раз мы ведем себя совершенно иначе – танцуем с Торой и предаемся веселью.

На первый взгляд еврей на Симхат Тора представляет собой странный образ. Как не похож он на привычный для нас архетип мудрого серьезного человека, представителя «народа Книги», который не устает повторять, что главное – это ум и понимание. На человека, которого его еврейская мать всегда учила, что надо учиться и учиться. На человека, которому его учителя всегда говорили, что процесс учения бесконечен… Почему же сегодня мы совсем не такие, как всегда?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, что связь человека с Торой двойная. Есть связь открытая, понятная всем: через интеллект. Так мы учим Тору, учим всю жизнь. Но кроме этого есть еще один канал связи – через душу, через святость, которую Б-г вложил в каждого из нас. Этот контакт сохраняется не только когда мы изучаем Тору или молимся, но и когда мы заняты совсем другими делами. Эта наша неразрывная связь с нашим небесным Отцом подобна связи ребенка с родителями: человек вырос, он живет совсем в другой стране, но сердцем и душой всегда привязан к маме с папой, к отчему дому.

Обратите внимание: когда мы танцуем с Торой, мы держим ее закрытой. Это символ того, что, даже когда мы не читаем Святые книги, не учим Тору, мы неразрывно связаны с ней через бессмертную душу, скрытую в каждом из нас. Именно в день Симхат Тора на свет выходит та связь человека с Б-гом, которая выше нашего разума, выше интеллекта – и выражается она не через мудрость и молитву, а через веселье, танцы, радость в душе.

Этого я и желаю всем вам в этот праздничный день. Пусть радость, которая переполняет нас во время танцев с Торой, останется с вами на весь год, принося счастье в дом, душевный покой и ощущение близости к Б-гу».

 

 

История праздника

Симхат Тора —  праздничный день, завершающий череду осенних еврейских праздников. Симхат Тора и Шмини Ацерет — один и тот же праздник. В диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый посвящают Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй — целиком Симхат Тора. В Израиле оба этих праздника проходят в один день.

Одна из важнейших заповедей Симхат-Торы — радость, празднование: «И веселись в праздник твой, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих» (Втор. 16:14). В литературе талмудического периода также подчеркивается аспект радости в этом празднике: «Сказал Господь Б-г народу Израилевому: [в Симхат-Тору] вам полагается радоваться, вам полагается праздновать, вам полагается веселиться» (Ял. Шим. 29).

В Советском Союзе, где евреи искали форму для выражения своей национальной принадлежности, начиная с 1960-х гг. Симхат-Тора постепенно превратилась в массовый праздник, во время которого евреи собирались у синагог, пели на иврите и на идиш, танцевали. В странах Запада и в Израиле Симхат-Тора стала днем солидарности с советскими евреями, которые боролись за свободную репатриацию в Израиль.

 

 

Мероприятия Московского еврейского общинного центра (МЕОЦ)

Празднование Шмини Ацерет в этом году начинается 4 октября (21 тишрея) в 17.41 по московскому времени. В этот день принято устраивать завершающую трапезу с хлебом и вином в традиционном шалаше (сукке).

В диаспоре Симхат Тора отмечают на следующий день, а в Израиле оба дня совмещают. 5 октября (22 тишрея) свечи зажигают в 18.51 по московскому времени.

В Московском еврейском общинном центре на Симхат Тора подготовлена специальная праздничная программа для прихожан. Главный раввин России Берл Лазар поздравит иудеев с праздником, после чего в центральном зале синагоги МЕОЦа пройдет праздничная молитва и начнутся танцы со свитками Торы. Большую роль в празднике играют дети. Для них будут разыгрывать подарки и проводить веселые конкурсы. 

Читайте также

Оставить комментарий

search
ravvin-lazar-yomkipur-300-2.jpg

Вечером 22 сентября (9 тишрея) иудеи всего мира начинают отмечать Йом Кипур – важнейший и торжественный праздник еврейского календаря, который также называют «Судным днем» и «Днем отпущения грехов». За несколько часов до начала праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны. В обращении раввина говорится:
«Дорогие друзья!
Мы стоим в преддверии самого святого дня в году – Йом Кипур, дня искупления, когда Б-г скрепляет печатью приговор на нашу судьбу.
День суда принято проводить в посте и молитве. Но самая главная задача – совершить «тшува»: раскаяться в совершенных ошибках, исправить их, исправиться самим.
Сказано в Святых книгах: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и никогда не грешил». Так что каждому из нас есть, в чем раскаяться, что исправить. Ни один человек не совершенен: мы постоянно, всю жизнь должны улучшать свои поступки.
Многие убеждены, что раскаяться по-настоящему слишком тяжело: надо, что называется, «себя переломить». Но на это есть слова Торы: «Весьма близко к тебе слово: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнить его». Чтобы сделать «тшува» нужен только небольшой поворот, говорит Г-сподь: достаточно понять, в чем твоя ошибка, и увидеть правильный путь.
А для этого необходимы три вещи:
— «оно в устах твоих»: то есть, надо вслух признать совершенные ошибки;
— «и в сердце твоем»: надо искренне, всем сердцем раскаяться в сделанном;
— «чтобы исполнить»: надо обязаться на будущее не повторять ошибки и делать только правильные вещи.
Короче говоря – раскаяться, чтобы исправиться. Вот настоящая «тшува», настоящее возвращение к Б-гу!
В Йом Кипур наша покаянная молитва имеет особую силу. Конечно, это только первый шаг к полному исправлению. Но Б-г недаром говорит, что это «весьма близко к тебе». Ведь в каждом из нас есть желание делать добро: совершая «тшува», мы возвращаемся не только к Б-гу, но и к самим себе, к своей душе, к своему доброму потенциалу.
Именно этого я желаю всем нам в Йом Кипур. Пусть в этот день, благодаря нашей молитве, раскроются наши сердца; пусть Б-г увидит в них решимость делать в наступившем году только правильные дела; и пусть Он поставит печать для нас на хороший и сладкий Новый год».

История праздника
В еврейской традиции Йом Кипур — важнейший день в году, день поста и отпущения грехов. Праздник отмечается в 10 день месяца тишрей и является завершением Десяти дней покаяния, во время которых окончательно решается судьба человека (днем ее определения считается Рош Ашана). Несмотря на это, Йом Кипур не принято считать днем печали и скорби. Согласно Талмуду и Мидрашу именно в Йом Кипур Моисей получил вторые Скрижали Завета.
Тора предписывает в Йом Кипур «никакой работы не делать» и «изнурять душу», так как «это день искупления пред Господом». Согласно Талмуду, «изнурение души» подразумевало пять запретов: на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость. Отменить их может только опасность для жизни.
Чувство благоговения перед Йом Кипуром сохранилось в еврейском народе и по сей день даже среди далеких от религии евреев, часто являясь для них единственной формой связи с иудаизмом.

Мероприятия Московского еврейского общинного центра (МЕОЦ)
В этом году Йом Кипур начинается 22 сентября (9 тишрея) в 18.10 по московскому времени и заканчивается вечером 23 сентября  (10 тишрея) с выходом звезд.
Накануне праздника принято давать щедрые пожертвования на благотворительность и совершать обряд искупления грехов «капарот». Мужчины окунаются в ритуальный бассейн «микву». В каждом традиционном еврейском доме устраивают разделительную трапезу между буднями и Йом Кипуром.
Во вторник вечером прихожане МЕОЦ соберутся в центральном молельном зале. Перед началом службы каждый женатый мужчина зажигает «а лебедике лихт» — свечу жизни, которая горит 24 часа. Тот, кто произносит поминальную молитву «Изкор» по усопшим родственникам, зажигает дополнительную свечу у себя дома.
Пост начинается с чтения молитвы «Коль Нидрей» под руководством главного раввина России Берла Лазара. Молитва «Шахарит» начнется в среду в 10:00. Поминальная молитва «Изкор» состоится в 12:30. Молитва «Неила» начнется в  18:00. Пост заканчивается в 19.23 по московскому времени.

Читайте также

Оставить комментарий