Авторизация

×

Регистрация

×

«Женский» Пурим

13 февраля 2017 / Иудаизм / Еврейские праздники / Пурим / Уроки праздника Пурим
date=string(10) "2017-11-18"
object(WP_Post)#300 (24) {
  ["ID"]=>
  int(66856)
  ["post_author"]=>
  string(1) "1"
  ["post_date"]=>
  string(19) "2017-02-13 15:07:05"
  ["post_date_gmt"]=>
  string(19) "2017-02-13 11:07:05"
  ["post_content"]=>
  string(12009) "

Существуют две точки зрения на то, каким образом нам надлежит вспоминать чудо Пурима, – идущие от каждого из героев этого праздника – Мордехая и Эстер.

Заповеди о шалахмонес, подарках бедным и трапезе были установлены Мордехаем и Эстер. Но идея о написании Мегилы (Свитка Эстер) принадлежала только Эстер.

Другое различие заключается в том, что Мордехай предложил присвоить Пуриму статус йом-тов, сделав его днем отдыха.

Две концепции Пурима, представленные Мордехаем и Эстер, ясно отражают роли этих персонажей в событиях, ставших основой праздника. Мордехай был олицетворением веры еврейского народа. Отказавшись подчиниться Аману, он понял, что станет с евреями после выхода указа министра-злодея; он призвал народ Израиля раскаяться и вернуться к Б-гу. С другой стороны, Эстер рисковала своей жизнью, пытаясь убедить царя Ахашвероша отменить указ Амана; она победила Амана и помогла еврейскому народу бороться с врагами и защищать себя.

Иными словами, Мордехай стал душой Пурима, поднял духовный уровень своего народа и добился того, что евреи были спасены. Эстер же была телом Пурима. Она управляла событиями, вследствие которых народ был спасен.

Поэтому Мордехай рассматривал Пурим как йом-тов - день, когда евреи воздерживаются от вовлечения в какие бы то ни было процессы материального мира, а Эстер видела его как день, тесно связанный именно с окружающей нас физической реальностью. И именно Эстер настаивала на необходимости записать историю Пурима и читать ее ежегодно, а Мордехай считал достаточным, чтобы евреи "помнили и соблюдали" этот день, исполняя ряд заповедей, как и в остальные праздники. По мнению Мордехая, обычаи Пурима должны были передаваться из поколения в поколение, как напоминание о чуде, а Эстер понимала, что эти исторические события важно увековечить не только в памяти еврейского народа, но и в физической форме – в виде книги.

В каббалистической философии существует концепция, согласно которой духовное начало является "мужским" элементом творения, а физическое – "женским". Таким образом Мордехай имеет отношением к духовной, "мужской" составляющей Пурима, а Эстер – к физическим, "женским" элементам.

Анализ

В первую годовщину Пурима традиции праздника были провозглашены мудрецами Сангедрина в качестве заповедей, и мнение Эстер возобладало: Пурим, который мы празднуем сегодня, – это, скорее, физический праздник Эстер, нежели духовная модель, предложенная Мордехаем. Книга Танаха, описывающая историю Пурима, называется "Свиток Эстер", а не "Свиток Мордехая", или "Свиток Мордехая и Эстер", или даже "Свиток Эстер и Мордехая". Пурим был провозглашен как история Эстер, ее чудо и ее праздник.

Поэтому Пурим является еврейским праздником с материальной, физической составляющей. Мордехай также признал этот факт, когда вместе с Эстер установил ряд традиций праздника – подарки в виде еды и денег, обильную трапезу с вином, сопровождающуюся безудержным весельем.

На самом простом уровне причиной этого стал тот факт, что Аман приказал убить евреев физически, а не духовно (к примеру, греки в эпоху событий Хануки пытались уничтожить именно души евреев), поэтому традиции праздника носят материальный характер.

Более того, физический аспект Пурима отражает "естественность" чуда, в честь которого был провозглашен праздник. В Пурим не произошло ни расхождения моря, ни чуда масла, которого при малом количестве хватило на освящение Храма в течение восьми дней, ни раскрытия Всевышнего перед еврейским народом. На первый взгляд, события Пурима являются скорее не чудом, а последовательностью удачно сложившихся обстоятельств. Имя Всевышнего в Свитке Эстер не упоминается ни разу; рассказ включает в себя лишь историю дворцовых интриг вокруг злодея-министра, красавицы-царицы и влюбчивого царя. Другие праздники прославляют величие Всевышнего и то, каким образом Он менял историю для спасения Своего народа, но Пурим указывает на чудо Всевышнего, скрытое в череде событий материального мира, на Б-жественное провидение, выраженное в самой обычной последовательности событий нашего мира.

Вопрос существования

На более глубоком уровне источник материальной природы Пурима кроется в своеобразном вкладе в отношения народа Израиля с Б-гом. Согласно традиционной мудрости, духовное превосходит материальное. Все физическое временно и ограниченно, а духовное выходит за рамки времени и пространства; физическое бездейственно, а духовное живо и динамично. Но, как бы то ни было, именно физическое отражает Б-жественную истину способом, недоступным самой возвышенной духовной реальности.

Душа человека была сотворена "по образу Всевышнего". Ее качества и ее сила, ум, сострадание, чувство прекрасного и гармонии являются Б-жественными качествами, отражаемые личностью человека. Но все это – Б-жественные качества, но не истинное выражение Б-жественной сущности. Утверждение, что Всевышний мудр, милосерден и проникнут гармонией, лишь поверхностно описывает Его бытие, не имеющее отношения к Б-жественной сущности.

Есть однако среди творений Всевышнего один элемент, отражающий Его сущностное бытие, – это материальная реальность. Физический объект существует безоговорочно. "Я есть, – говорит он, – и мое бытие полностью определяется моим собственным существованием". На первый взгляд, это делает материальность максимальным сокрытием Б-жественной истины, наиболее вопиющим отрицанием аксиомы, провозглашенной Моисеем во Второзаконии (4:35): "Нет другого кроме Него". Но именно по этой причине среди всех творений материальный объект является также наиболее фундаментальным выражением Б-жественного бытия. Поскольку в физическом объекте мы находим модель абсолютного существования. Хоть на самом деле, физический объект может обладать этим качеством лишь как аналог данного атрибута Творца, в сути же оно является исключительной прерогативой Б-жественного.

Еврейский календарь полон напоминаниями о духовных аспектах наших отношений с Б-гом: это и обретение свободы в Песах, и переживание Синайского Откровения в Шавуот, и священный трепет в Рош-Ашана, и раскаяние в Йом-Кипур, и возвышенная радость в Суккот и Симхат-Тору, и свет Хануки. Но один раз в году наступает время праздника, который знаменует нашу связь с Всевышним, не имеющую отношения к ее духовным аспектам. В Пурим именно наше физическое подтверждает нашу преданность Всевышнему, выражая ту истину, что безусловное существование наших тел является ничем иным, как отражением абсолютного существования Творца.

(На основе бесед Любавичского Ребе о Пуриме (1964) и др. (Ликутей Сихот, том XVI, стр. 352-358)

" ["post_title"]=> string(27) ""Женский" Пурим" ["post_excerpt"]=> string(0) "" ["post_status"]=> string(7) "publish" ["comment_status"]=> string(4) "open" ["ping_status"]=> string(6) "closed" ["post_password"]=> string(0) "" ["post_name"]=> string(14) "zhenskiy-purim" ["to_ping"]=> string(0) "" ["pinged"]=> string(0) "" ["post_modified"]=> string(19) "2017-02-13 15:07:05" ["post_modified_gmt"]=> string(19) "2017-02-13 11:07:05" ["post_content_filtered"]=> string(0) "" ["post_parent"]=> int(0) ["guid"]=> string(43) "http://mjcc.ru/?post_type=news&p=66856" ["menu_order"]=> int(0) ["post_type"]=> string(4) "news" ["post_mime_type"]=> string(0) "" ["comment_count"]=> string(1) "0" ["filter"]=> string(3) "raw" }
search
3247

Существуют две точки зрения на то, каким образом нам надлежит вспоминать чудо Пурима, – идущие от каждого из героев этого праздника – Мордехая и Эстер.

Заповеди о шалахмонес, подарках бедным и трапезе были установлены Мордехаем и Эстер. Но идея о написании Мегилы (Свитка Эстер) принадлежала только Эстер.

Другое различие заключается в том, что Мордехай предложил присвоить Пуриму статус йом-тов, сделав его днем отдыха.

Две концепции Пурима, представленные Мордехаем и Эстер, ясно отражают роли этих персонажей в событиях, ставших основой праздника. Мордехай был олицетворением веры еврейского народа. Отказавшись подчиниться Аману, он понял, что станет с евреями после выхода указа министра-злодея; он призвал народ Израиля раскаяться и вернуться к Б-гу. С другой стороны, Эстер рисковала своей жизнью, пытаясь убедить царя Ахашвероша отменить указ Амана; она победила Амана и помогла еврейскому народу бороться с врагами и защищать себя.

Иными словами, Мордехай стал душой Пурима, поднял духовный уровень своего народа и добился того, что евреи были спасены. Эстер же была телом Пурима. Она управляла событиями, вследствие которых народ был спасен.

Поэтому Мордехай рассматривал Пурим как йом-тов — день, когда евреи воздерживаются от вовлечения в какие бы то ни было процессы материального мира, а Эстер видела его как день, тесно связанный именно с окружающей нас физической реальностью. И именно Эстер настаивала на необходимости записать историю Пурима и читать ее ежегодно, а Мордехай считал достаточным, чтобы евреи «помнили и соблюдали» этот день, исполняя ряд заповедей, как и в остальные праздники. По мнению Мордехая, обычаи Пурима должны были передаваться из поколения в поколение, как напоминание о чуде, а Эстер понимала, что эти исторические события важно увековечить не только в памяти еврейского народа, но и в физической форме – в виде книги.

В каббалистической философии существует концепция, согласно которой духовное начало является «мужским» элементом творения, а физическое – «женским». Таким образом Мордехай имеет отношением к духовной, «мужской» составляющей Пурима, а Эстер – к физическим, «женским» элементам.

Анализ

В первую годовщину Пурима традиции праздника были провозглашены мудрецами Сангедрина в качестве заповедей, и мнение Эстер возобладало: Пурим, который мы празднуем сегодня, – это, скорее, физический праздник Эстер, нежели духовная модель, предложенная Мордехаем. Книга Танаха, описывающая историю Пурима, называется «Свиток Эстер», а не «Свиток Мордехая», или «Свиток Мордехая и Эстер», или даже «Свиток Эстер и Мордехая». Пурим был провозглашен как история Эстер, ее чудо и ее праздник.

Поэтому Пурим является еврейским праздником с материальной, физической составляющей. Мордехай также признал этот факт, когда вместе с Эстер установил ряд традиций праздника – подарки в виде еды и денег, обильную трапезу с вином, сопровождающуюся безудержным весельем.

На самом простом уровне причиной этого стал тот факт, что Аман приказал убить евреев физически, а не духовно (к примеру, греки в эпоху событий Хануки пытались уничтожить именно души евреев), поэтому традиции праздника носят материальный характер.

Более того, физический аспект Пурима отражает «естественность» чуда, в честь которого был провозглашен праздник. В Пурим не произошло ни расхождения моря, ни чуда масла, которого при малом количестве хватило на освящение Храма в течение восьми дней, ни раскрытия Всевышнего перед еврейским народом. На первый взгляд, события Пурима являются скорее не чудом, а последовательностью удачно сложившихся обстоятельств. Имя Всевышнего в Свитке Эстер не упоминается ни разу; рассказ включает в себя лишь историю дворцовых интриг вокруг злодея-министра, красавицы-царицы и влюбчивого царя. Другие праздники прославляют величие Всевышнего и то, каким образом Он менял историю для спасения Своего народа, но Пурим указывает на чудо Всевышнего, скрытое в череде событий материального мира, на Б-жественное провидение, выраженное в самой обычной последовательности событий нашего мира.

Вопрос существования

На более глубоком уровне источник материальной природы Пурима кроется в своеобразном вкладе в отношения народа Израиля с Б-гом. Согласно традиционной мудрости, духовное превосходит материальное. Все физическое временно и ограниченно, а духовное выходит за рамки времени и пространства; физическое бездейственно, а духовное живо и динамично. Но, как бы то ни было, именно физическое отражает Б-жественную истину способом, недоступным самой возвышенной духовной реальности.

Душа человека была сотворена «по образу Всевышнего». Ее качества и ее сила, ум, сострадание, чувство прекрасного и гармонии являются Б-жественными качествами, отражаемые личностью человека. Но все это – Б-жественные качества, но не истинное выражение Б-жественной сущности. Утверждение, что Всевышний мудр, милосерден и проникнут гармонией, лишь поверхностно описывает Его бытие, не имеющее отношения к Б-жественной сущности.

Есть однако среди творений Всевышнего один элемент, отражающий Его сущностное бытие, – это материальная реальность. Физический объект существует безоговорочно. «Я есть, – говорит он, – и мое бытие полностью определяется моим собственным существованием». На первый взгляд, это делает материальность максимальным сокрытием Б-жественной истины, наиболее вопиющим отрицанием аксиомы, провозглашенной Моисеем во Второзаконии (4:35): «Нет другого кроме Него». Но именно по этой причине среди всех творений материальный объект является также наиболее фундаментальным выражением Б-жественного бытия. Поскольку в физическом объекте мы находим модель абсолютного существования. Хоть на самом деле, физический объект может обладать этим качеством лишь как аналог данного атрибута Творца, в сути же оно является исключительной прерогативой Б-жественного.

Еврейский календарь полон напоминаниями о духовных аспектах наших отношений с Б-гом: это и обретение свободы в Песах, и переживание Синайского Откровения в Шавуот, и священный трепет в Рош-Ашана, и раскаяние в Йом-Кипур, и возвышенная радость в Суккот и Симхат-Тору, и свет Хануки. Но один раз в году наступает время праздника, который знаменует нашу связь с Всевышним, не имеющую отношения к ее духовным аспектам. В Пурим именно наше физическое подтверждает нашу преданность Всевышнему, выражая ту истину, что безусловное существование наших тел является ничем иным, как отражением абсолютного существования Творца.

(На основе бесед Любавичского Ребе о Пуриме (1964) и др. (Ликутей Сихот, том XVI, стр. 352-358)

Читайте также

Оставить комментарий