Существует ряд критериев для того, чтобы человек мог считаться Праведником народов мира, так называемым «хасидей умот ха-олам». Для этого нужно быть неевреем, спасти хотя бы одного еврея и сделать это на безвозмездной основе.
Это почетное звание, но люди, удостоившиеся его снимались с должностей, рисковали своей жизнью и семьей, подвергались угрозам со стороны нацистской Германии и своей родной страны. Тиуне Сугихара был одним из них. За свою жизнь он спас более 6000 евреев, которых ждала неминуемая гибель.
Сам Сугихара был человеком простым, но с необычайно живым умом. Тиуне знал несколько языков: немецкий, английский, французский, китайский и русский. Элегантный японец с большим, щедрым сердцем, обожавший Россию и чтивший традиции своего рода самураев. Известно, что Тиуне Сугихара был женат на русской балерине, которая бросила его спустя десять лет совместной жизни. После расставания он продолжал обеспечивать ее и всю ее семью. В последствии, он женился во второй раз, на японке Юкико Сугихара, с которой прожил душа в душу до конца своих дней.
Молодого дипломата приметили в Министерстве иностранных дел, где он успешно начал свою карьеру. 2 сентября 1939 года он прибывает в качестве японского консула в тогдашнюю столицу Литвы Каунас, с этого все и началось.
Однажды утром супруги проснулись от того, что сотни отчаявшихся людей столпились у ворот консульства. Уставшие, испуганные и измученные мужчины, женщины и дети, пришли в Литву пешком, спасаясь от преследований. Они просили помощи, им были нужны транзитные визы – бумажка, с помощью которой они могли спастись. Благодаря визе они могли уехать через Советский Союз в Японию, и далее — в любую другую страну, которая их примет.
Получить визу было крайне трудно, почти невозможно. Консульства многих стран отказались предоставлять визы, отказалась и Япония. Это был двойной риск: с одной стороны он обманывал начальство, с другой – его ожидала месть нацистов.
«Супруг понимал, что евреям нужны визы. И он и я – мы сильно беспокоились. Но это могло повлиять на судьбу людей. Супруг был полон решимости помогать людям, такой у него был характер… Решили помочь и начали писать визы».
Весь август 1940 года Сугихара провел за письменным столом. Официальные бланки виз быстро закончились, и он был вынужден чертить их от руки, что только увеличивало нагрузку. Тиунэ работал с утра до поздней ночи, стараясь помочь как можно большему количеству людей.
Спустя месяц случилось страшное. Доблестного японца отправили в отставку. Во время посадки на поезд, Сугихара в последний раз попросил прощения у всех, кому не успел помочь. “Пожалуйста, простите меня. Я не могу больше”, — сказал он и глубоко поклонился беженцам.
Сугихара продолжал писать визы даже находясь в поезде. После войны в 1945 году он и его семья были арестованы в Румынии советскими властями; после двух лет заключения в лагерях в Румынии и Одессе они вернулись в Японию. Японцы не простили Сугихаре его ослушания, и он был вынужден оставить карьеру дипломата. До выхода на пенсию, он занимался бизнесом в Москве, являясь представителем японской торговой фирмы.
Супруги Сугихара даже не знали удалось ли спасти кого-нибудь. 1967 году посол Израиля в Японии Иегошуа Нишри — один из тысячи спасенных Сугихарой польских евреев, которые его искали — нашел в Токио сына Сугихары и от него узнал о судьбе отце. В 1968-м году Тиунэ с супругой прилетел в Тел-Авив, где его бурными овациями встречали спасенные им люди, их дети и внуки. Тогда, наш герой понял – все это было не напрасно.
Он умер в 1986 году. На его похороны приехали многие евреи из разных стран, обязанные ему жизнью. Тиуне Сугихара – великий человек и отголоски его добрых дел до сих пор звучат в сердцах правнуков, спасенных им евреев.
Автор: Елизавета Рейнлиб
Читайте также