В Иерусалиме живет еврей по имени р. Давид Кляцкин, который везде и при каждой возможности рассказывает о «ѓашгаха пратит» – о Провидении. Одна из центральных концепций в иудаизме –Всевышний наблюдает за созданным Им творением, и в каждой его детали есть смысл, относящийся к цели всего творения. Несколько дней назад ему рассказали такую историю.
В понедельник три недели назад произошла ужасная авария. Эстер Илани, праведница, чья жизнь была наполнена молитвой и добрыми делами, ежедневно завершавшая чтение всей книги Псалмов и молившаяся на могилах праведников, была сбита грузовиком, когда посещала кладбище в Бней-Браке. Ей было 77 лет, и это произошло на участке выпускников ешивы Поневеж.
Существует ѓалахическое понятие «мет коне мекомо»(умерший приобретает себе место), что означает:если некий человек, у которого нет родственников, похоронен в некоем месте, его могилу уже не сдвигают: ведь некого попросить о разрешении на это. Принцип «умерший приобретает себе место» учитывают и в других случаях. Например, в данном случае руководство участка Поневеж учло его и согласилось продать для этой погибшей женщины место на своем участке, который почти полон и где похоронены великие и важные раввины.
После завершения похорон матери члены семьи пошли проверить, рядом с кем она сейчас лежит, и вот что рассказал ее сын:
– У нас была соседка, пережившая Холокост, одна из всей своей большой довоенной семьи. Моя мама обратила на нее внимание, постоянно приглашала к нашему столу, заботилась о ней как о дорогой сестре, обеспечивала едой и лекарствами, приглашала на наши семейные торжества. Когда пришел конец жизни той соседки, мама решила, что она должна быть похоронена на самом важном участке кладбища в Бней-Браке. Она пришла в офис администрации участка Поневеж, но там не захотели с ней разговаривать. Это участок для великих раввинов и их супруг…
Но наша мама не уступала им. «Женщина лежит в морозильнике в больнице, и я останусь здесь в офисе, пока не получу для нее место. Я отсюда не сдвинусь!» Руководство участка начало переговоры и назвало очень высокую цену, которую наша мать взяла на себя обязательство собрать. «У меня есть еще одна просьба, – сказала она администрации. – Могила должна быть в первом ряду! Покойная не удостоилась оставить потомство, и если она будет похоронена там, где проходят люди, есть шанс, что о ней вспомнят, прочтут псалмы или мишну для возвышения ее души». Сотрудники офиса уже поняли, что с этим человеком не поспоришь, согласились и на это условие.
Так вот, когда мы похоронили нашу маму, мы увидели, что рядом с ней лежит та самая наша соседка, место для которой наша мама «выбила» у руководства. А погибла мама ровно в день смерти нашей соседки. Таким образом, в день йорцайта, когда мы будем приходить к могиле мамы, мы будем помнить и молиться также на могиле соседки, как она и хотела!
Читайте также