Москва – столица большой страны, в неё приезжает множество туристов с разнообразными запросами. Но такое сообщение, которое я получил на прошлой неделе, я не получал давно. «Мы с семьёй прилетаем перед субботой, и я хочу, чтобы нам привезли субботнюю трапезу в аэропорт». Обычно на похожие просьбы я отвечаю: «Приходите на субботнюю трапезу в синагогу в Марьину Рощу. Там прекрасные трапезы, предоставляемые даром всем желающим, и слух о них уже разнёсся по всему еврейскому миру».
Но в этот раз я решил уточнить: «А в каком аэропорту вы приземляетесь?» «Мы с семьёй прилетаем в Шереметьево, а в субботу утром вылетаем оттуда в Израиль, и проведём ночь где-то вблизи от аэропорта». Я был в растерянности. С одной стороны, человек прилетает перед шабатом, и пока он приедет в гостиницу, шабат уже начнётся. А на завтра он в день шабата собирается вылететь на самолёте! С другой стороны, он и его семья желают провести субботнюю трапезу, кашерную, и готовы за это заплатить. Так шабат у него или не шабат?
И тут я вспомнил о телефонном разговоре, состоявшемся у меня около пятнадцати лет назад. Некая женщина из Израиля сказала мне: «Я хочу поехать на Транссибирском экспрессе. Он выезжает с Ярославского вокзала в Москве. Я хочу доехать до Владивостока!» В те времена ещё не продавали билеты через интернет. Она хотела, чтобы я пошёл на вокзал и купил для неё билет. Я не помнил точно, через какие города проходит Транссибирский экспресс, но я знал, что это самый длинный в мире железнодорожный маршрут. Я спросил, знает ли она, сколько времени длится поездка. «Неделю», – ответила женщина мне.
После того, как возникли пассажирские поезда, ѓалахические авторитеты обсуждали, можно ли ехать в поезде в шабат, и пришли к выводу, что даже если машинист нееврей и большая часть пассажиров – неевреи, это запрещено по многим причинам, которые не место здесь описывать, они указаны в соответствующей литературе. Поэтому я сказал: «Мне очень жаль, но я не могу вам помочь. Ваша поездка захватит и шабат, а мне, как еврею, запрещено содействовать другому еврею в нарушении шабата», – вежливо, но твёрдо ответил я.
*
Недельная глава «Кдошим» содержит одно из самых больших количеств заповедей во всей Торе. И в отличие от многих других глав, она начинается следующими словами: «Говори сынам Израиля: святыми будьте, ибо свят Я». В этой главе содержится и одна из самых известных еврейских заповедей: «Люби другого, как самого себя». Так же как мы заботимся о себе, мы обязаны заботиться о других. Но есть в этой главе и другая заповедь: «Перед слепым не ставь препятствия». Мудрецы однозначно говорят, что её смысл – «не давай другому совета, о котором ты знаешь, что он для него вреден». Это относится и к материальной сфере, и к духовной. Эта заповедь запрещает, например, класть на виду у человека некашерную еду в упаковке от кашерной, или выдавать молочное блюдо за парве, или сообщать неправильное время начала молитвы или прихода шабата. Всё подобное нужно тщательно учитывать.
Итак, в пятницу я начал организовывать субботнюю трапезу в аэропорт для семьи, просившей меня об этом. Халы, вино, рыба, салаты, мясо, пирог, одноразовая посуда, всё тщательно упаковано. Я вызвал водителя (разумеется, нееврея) и поручил ему как можно быстрее найти ту семью в аэропорту, где они приземляются, и всё устроить. И тут я сообразил, что есть ещё одна проблема. Трапезу-то они будут есть не в аэропорту, а в гостинице при аэропорте, и поедут туда в шабат, то есть будут переносить еду в общественном владении, что запрещено. Но с другой стороны – они должны провести субботнюю трапезу, и вдруг свет этой трапезы повлияет на них? Тогда я решил привезти трапезу в гостиницу. Перед их вылетом в Москву я попросил у той семьи адрес – и выяснилось, что это не гостиница, а какая-то съёмная комната в съёмной квартире, в каком-то пригороде Москвы, куда их должны доставить, и точного адреса они не знают! После достаточно долгих стараний с помощью добрых людей в еврейском благотворительном центре «Шаарей цедек» мы нашли хозяина этой квартиры и объяснили ему, что еврейская община желает послать его постояльцам на эту ночь кашерную еду. Он дал нам адрес, я передал его водителю, тот отправился в путь за два часа до наступления шабата.
Главе семьи я послал сообщение, которое он получит, разумеется, не в воздухе, а по прилёте: «Эрев шабат шалом, добро пожаловать в Москву! Субботняя трапеза для вас, кашерная меѓадрин под наблюдением Главного раввина России р.Берла Лазара ожидает вас в месте вашего ночлега возле аэропорта. Шабат шалом у-меворах, Шия».
На исходе субботы я получаю от него вот такое сообщение:
«Шавуа тов! Мы прилетели усталыми, а в квартире нас ждала большая и вкусная субботняя трапеза. Сидеть в небольшой квартире в России за субботней трапезой и петь «Шалом алейхем малахей ѓа-шарет» – это необыкновенное и волнующее чувство».
Так мы и выполнили заповедь «любить других», и не нарушили запрет «перед слепым ставить препятствия».
*
Рамхаль, анализируя духовные основы запрета «ставить препятствия перед слепым», объясняет его так:
«Так должен поступать честный человек: если у него просят совета, он должен дать такой совет, какой дал бы самому себе в той же ситуации, и не иметь при этом в виду никакой другой цели. Если вследствие выполнения его совета он сам пострадает, пусть скажет об этом спрашивающему; если не может это сделать – пусть вообще не даёт совета. Но в любом случае, нельзя давать совет ни с какой другой целью, кроме пользы спрашивающего – кроме тех случаев, когда спрашивающий собирается причинить зло, тогда это зло нужно предотвратить».
Я надеюсь, что мы всегда сможем помогать евреям в материальном и духовном в соответствии с Торой,
гут шабес
Шия