Имя этого человека знают все, кто связан с маркетингом. Александр Левитас – король малобюджетного или, как его еще называют, партизанского маркетинга. Он родился в Минске, в 17 лет переехал в Хайфу. Закончил тель-авивскую Академию Рекламы и Копирайтинга под руководством Тирцы Гранот и виртуозно использует не только российские и американские, но и израильские маркетинговые приемы. В своих блогах он часто использует притчи из Талмуда и Торы. Для Левитаса быть евреем – это быть частью культуры, в которой быть умным – это хорошо, а учиться и учить – это еще лучше. В которой уметь зарабатывать деньги – это достоинство, а не недостаток.
Главный принцип Левитаса: «Ваш бизнес может приносить больше денег!». На его семинары выстраиваются очереди, люди записываются за несколько месяцев и отдают большие деньги, но нам удалось узнать у него (эксклюзивно, бесплатно и только вас), как начать собственный успешный бизнес.
Вы недавно выступали в Санкт-Петербургском Государственном Университете Управления и Экономики и говорили со студентами на тему приемов и принципов малобюджетного маркетинга. Что вы можете посоветовать будущим бизнесменам и маркетологам в ситуации экономического кризиса в России. Как открыть собственное дело и заработать как можно больше ?
Сейчас многие молодые люди мечтают открыть свой бизнес и уже через год-два стать вторым Цукербергом. Но, боюсь, мало у кого это получится – всех миллиардеров давно собрали в список Forbes и там совсем немного молодых, в основном люди за 50.Так что имеет смысл заранее приготовиться к тому, что придется пройти длинный путь – и не ожидать места в список Forbes в 20 лет.
Какой же путь стоит выбрать?АНТИКРИЗИСНЫЕ СТРАТЕГИИ
В первую очередь имеет смысл обдумать несколько действительно важных вещей. Самое главное – это готовность работать и учиться новому, и опять работать, и опять учиться, снова работать и снова учиться. Если этой готовности нет, то что-то прибыльнее киоска с шавермой создать едва ли получится. А второе – перед открытием бизнеса требуется аналитическая работа.
Что именно надо анализировать?
Необходимо понять две простые, но важные вещи. Первая – потяну ли я это? И вторая – нужно ли это кому-нибудь? Возьмем простой пример. У России нет частных компаний, осуществляющих доставку грузов на орбиту, а в США успешно работают корпорации по космической перевозке. И если какой-то человек хочет исправить эту ситуацию и начать строить космические корабли в России, ему понадобятся миллиардные инвестиции и специалисты очень высокого уровня – такое может потянуть только очень серьезный предприниматель, но никак не начинающий. Или бывает так, что человеку что-то нравится, он хочет этим заниматься, и навыки есть… но нет платежеспособного спроса.
Некоторые молодые предприниматели иногда говорят: «людям нужно то, что я делаю!». В такой ситуации необходимо различать то, что людям нужно, и то, что они покупают. Вопрос, что для человека полезнее – сбалансированная диета с низким содержанием сахара, или жирный тортик каждый день?
Конечно – тортик!
Врачи считают, что диета. Но лучше продаются тортики.
Так все же, как именно и что проверять, на что обращать внимание, когда решаешь открыть собственное дело?
Стоит сесть и подумать, какая потребуется компетенция, чтобы вести этот бизнес – есть ли у тебя или у членов твоей команды необходимые навыки? Причем нужно принимать во внимание, как рабочие компетенции, так и личностные качества, черты характера. Если, например, ты открываешь ресторан – кто-то в твоей команде должен уметь готовить и подавать еду на ресторанном уровне. Практически все могут справиться с приготовлением яичницы, но совершенно не факт, что она будет вкусной или будет красиво выглядеть на тарелке. А в ресторане ведь платят за атмосферу, в том числе и за красивую подачу еду. А еще нужно уметь обходительно общаться с посетителями, чтобы им было комфортно и захотелось вернуться.
Какие компетенции, хотя бы на базовом уровне, необходимы человеку, когда он решает заняться собственным делом?
Жизненно важный навык – это умение считать деньги. Лучший друг бизнесмена – таблица Excel. Кроме того, минимальный набор навыков включает в себя управление персоналом, основы маркетинга, финансы и бухгалтерский учет. И тут надо понимать есть у тебя подобный набор умений и знаний – или надо привлекать людей в команду? И если ты выбираешь второй вариант, посчитай, сколько он будет тебе стоить. И еще один важный нюанс – если бизнес ведут твои работники, если навыками работы владеют твои сотрудники, а не ты – то зачем ты им нужен? Что помешает им просто уйти из твоего бизнеса и открыть свой такой же?
Кроме того, важно понимать есть ли в выбранной тобой отрасли государственное регулирование, лицензирование? Можно ли работать с минимальными налогами или придется отдавать львиную долю заработанных денег государству? Нужно рассчитать, сколько денег тебе потребуется в первые месяцы, и есть ли у тебя столько денег? Нужно уметь считать бюджет, рассчитать точки безубыточности – именно во множественном числе, их бывает несколько – но это уже отдельный разговор.
Кроме того, даже если есть ощущение, что с компетенциями все складывается, нужно посмотреть с другой стороны, – а нужен ли ты рынку? Еще до того как первый рубль будет вложен в бизнес, необходимо понять, есть ли у тебя клиенты, и кто они? Есть ли интерес к твоему бизнесу? Каков спрос на твой товар? Кто захочет его купить?
Какие эффективные способы проверки вы можете посоветовать? Деловой вечер c Александром Бородой
Есть классические методы проверки – например, исследования, в которых участвуют одна-две тысячи человек. Но бюджет такого исследования измеряется в миллионах рублей. Можно сэкономить и провести несколько фокус-групп, собирая семь-десять человек за одним столом, чтобы обсудить твою идею. Но это далеко не так надежно, хотя и дешево.
Если говорить о стартапе, лучше всего проверять спрос с помощью «разведки боем». Так можно довольно быстро выяснить, кто готов дать денег за твой продукт и много ли таких людей. Можно, например, если вы уже готовы выпустить продукт, можно сперва собрать деньги с клиентов, а потом уже, когда денег соберется достаточно, начинать производство. Иначе есть риск вложить время и деньги в продукт, который никому не будет нужен.
Лет десять или пятнадцать назад один мой знакомый – долларовый миллионер, бизнесмен, один из самых мудрых людей, которых я знаю – решил обучать детей и подростков принципам успеха. Однако еще на этапе сбора заявок выяснилось, что родители воспринимают эту идею в штыки. Оказалось, что они готовы платить приличные деньги за секции борьбы и танцев, за занятия английским и математикой, за кружки рукоделия, но категорически не готовы платить деньги за обучение их детей принципам успеха, потому что считают, что этому должны учить родители, а не посторонний человек. Сейчас у проекта был бы шанс, рынок стал более открыт к этой теме, а на тот момент стало понятно, что больших продаж не будет, и проект так и не был запущен – что сберегло человеку уйму времени и сил.
Что же самое главное, когда решаешься уйти в свободное плавание?
Жизненно важный навык – умение считать деньги. Перед тем, как что-то предпринимать, нужно в табличке Excel просчитать несколько сценариев – как оптимистичный, когда вы получаете максимальное количество заказов, которое способны обслужить, так и пессимистичный сценарий, где в итоге бизнес не принесет желаемых финансовых результатов, идет на спад и закрывается.
Рассмотреть сценарий проигрыша надо обязательно, потому что 96% бизнесов закрываются, не прожив и двух лет. Проигрыш должен быть частью твоих планов. И если банкротство бизнеса для тебя станет «финансовой смертью», если после потери своих или инвесторских денег, вложенных в дело, ты будешь жить под мостом и собирать бутылки – просто не лезь в бизнес, ты еще не готов.
И только если даже самый печальный сценарий, включающий в себя банкротство и потерю всех инвестиций, все еще приемлем – стоит смело начинать и стремиться к успеху.
Относитесь к бизнесу как к приключению – наподобие экстремальной поездки в Джунгли. Заработаете ли вы миллион или потеряете свой проект – вы все равно получите незабываемые впечатления, познакомитесь с новыми интересными людьми и много узнаете о себе. С таким настроем вам будет гораздо легче добиться успеха.
Автор: Анна Берова
Молодец!