Дзюдо – это не просто умение владеть своим телом и управлять им так, чтобы защитить себя и своих близких, а целая философия, пропитанная целомудрием. Основополагающий принцип этого боевого искусства «поддаться, чтобы победить» во многом помог обычному мальчику из Махачкалы найти себя, научиться принимать волевые решения и самое важное – помогать другим обретать уверенность в себе не только в физическом, но и духовном плане. О том, как влияет на жизнь еврейство и соблюдение традиций, а также о судьбоносности случаев и воле Всевышнего нам рассказал создатель единственной Школы дзюдо для еврейских религиозных детей Станислав Тарасевич.
Станислав, у вас очень необычная фамилия для еврея. Расскажите о своих корнях?
Когда многие слышат мою фамилию Тарасевич, у них складывается когнитивной диссонанс, особенно у тех, кто узнает, что я родом из Дагестана. Я являюсь носителем белорусской фамилии, мой дед из Белоруссии приехал вместе со своим отцом в Дагестан, мой прадед был челюстно-лицевым хирургом и его отправили лечить солдат в ДАССР. Моя бабушка Ханна Матаева – двоюродная сестра Иосифа Самуиловича Матаева, Народного артиста России. Бабушка по маминой линии – еврейка из Харькова, Бабаева Раиса – Рахель Нисоновна.
Как вы пришли к еврейству?
Я к еврейству не пришел – я родился евреем. Однажды двоюродный брат Сергей пригласил меня в синагогу, и я стал познавать все, что связано с еврейскими традициями и религией. Постепенно начал соблюдать шабат, носить тфилин и все остальное, что заповедовал нам Моше на горе Синай. Я всегда верил в Б-га, хотя и рос в обычной светской нерелигиозной семье.
Вы занимались спортом с самого детства – было ли это ваше решение? И почему именно дзюдо?
Спортом я стал заниматься в 5 лет. Мой дядя Эдик, светлая ему память, взял меня, моего брата Виктора и своего сына Сергея сначала на карате в клуб «Десантник» в городе Видном, а потом через какое-то время перевел нас в секцию дзюдо «Орленок» к тренеру Гаджи Мураду Магамедовичу. Я прозанимался у него около двух лет, но затем был вынужден уехать в Израиль с отцом.
Но и там отец следил за тем, чтобы я продолжал заниматься спортом: на протяжении пяти лет я был на пьедестале. Когда мне задают вопрос о заслугах, то я коротко говорю, что был Пятикратным призером чемпионата Израиля, серебряным призером открытого чемпионата Австрии и три года в сборной Израиля по дзюдо во время службы.
Привлекало практическое значение данного вида спорта, то есть защита своей жизни, семьи, дома?
Я скажу так: почти любое боевое искусство – это, прежде всего, защита себя или семьи. Поэтому мечта любого парня – быть защитником тех, кого он окружает. У меня никогда не было желания проявить или показать себя на улице, но когда приходилось защищаться или защищать кого-то, то я это делал.
Как началась тренерская практика?
Я начал преподавать еще в четырнадцать лет, когда мой тренер в Израиле дал такую возможность, зная мое не самое лучшее финансовое положение. Впоследствии он передал мне некоторые навыки преподавания. После возвращения в Россию мне предложили поработать тренером – я согласился. И вот уже почти десять лет я профессионально занимаюсь тренерской деятельностью.
Сегодня у вас есть свой клуб. В чем его уникальность?
Это не только мой клуб, он – наш. Я считаю, что каждый родитель или спортсмен может сказать, что SAMSON – это его клуб! Таких клубов как SAMSON – можно по пальцам пересчитать ввиду того, что у нас есть такие направления, которые редко можно встретить. Уникальность клуба еще заключается в том, что это единственный клуб, в котором есть Дзюдо для еврейских религиозных детей, а также со следующего года появится новая секция для детей-аутистов. Этого и многого другого нет почти ни в одном клубе на всей земле.
Как вы пришли к созданию своей школы?
Это произошло почти три года назад, когда я работал в Федерации Дзюдо и Самбо в Долгопрудном, а также стоял у истоков основания этой Федерации. Итак, проработав там около шести лет, я получил самые важные навыки, знание теории и практический опыт.
Когда я понял, что соблюдение заповедей и моя работа не совместимы, я был вынужден уйти. Не могу сказать, что мне это далось легко. Когда я ушел из Федерации дзюдо и самбо, я стал безработным.
Ровно за месяц до этого про меня написали статью в СТМЕГИ. Газета попала в руки Иуды Давыдова, который пригласил меня стать тренером по дзюдо в МЕОЦ. Долго не раздумывая, я согласился. Иуда Давыдов почти год финансировал школу Дзюдо и меня как тренера: основание этой школы – это его заслуга, он приложил много усилий. В процессе работы мы решили, что школе нужно дать название, и придумали – Самсон.
В силу того, что школа была бесплатной, к нам пришло много детей, а времени на тренировки было мало. Тогда мы попросили у МЕОЦ дополнительное время, но все было тщетно.
Я обратился за советом к Иуде и он сказал, чтобы я обратился к Моте Вайсбергу, директору МЕОЦ, что я и сделал. Моти сказал сделать секцию платной и тогда те, кому на самом деле это не нужно – уйдут. Так она и перестала быть бесплатной, но людей не убавилось.
То есть раньше это была школа Самсон, а теперь…
Да, у меня появилась идея не останавливаться на одной школе, так как моя активность в спортивном мире не прекратилась, и я до сих пор являюсь действующим спортсменом и много общаюсь со спортсменами и тренерами. Я решил, что ту зарплаты, которую я получаю от одной школы, которую я сегодня полностью веду, недостаточно. К тому же я сам всегда хотел иметь нечто большее, чем просто тренерскую деятельность. Тогда я пришел к Иуде и спросил, не будет ли он против, если я назову свою школу тоже Самсон, но по-другому. И он не был против.
Вначале я изменил логотип, затем и само название, точнее, его стилистику, потому что в исходном варианте он был представлен как САМСОН, а теперь это частная спортивная школа SAMSON.
Какие есть курсы, направления в вашей школе? Есть ли какие-то ограничения по возрасту и подготовке?
На сегодняшний день SAMSON предлагает три школы спортивного досуга и очень скоро запустим еще две. На данный момент у нас есть школа дзюдо в МЕОЦ, а также школы дзюдо и художественной гимнастики в Хаверим. В ближайшем будущем появится еще спортивная гимнастика и самбо.
Поскольку это детская спортивная школа, есть ограничение по возрасту – до совершеннолетия. Что касается подготовки, то самое главное быть здоровым. Прежде, чем приходить к нам в школу, спортсмен должен либо побывать в специальных спортивных диспансерах, либо принести справку от педиатра, где будет подтверждено, что ребенку не противопоказан спорт.
Вы принимаете совершенно неподготовленного ребенка?
Конечно! Такой спортсмен самый лучший. У тебя будет возможность дать ему достойную фундаментальную базу, координацию, резкость, быстрое принятие решений и мышление. Но то же касается и более подготовленного спортсмена: мы сделаем все возможное, чтобы ему было комфортно у нас, и чтобы он получил должное физическое и духовное воспитание.
В дальнейшем ваши ученики идут по профессиональной лестнице? Есть ли реальные примеры успехов?
Нынешние спортсмены клуба SAMSON выступают на соревнованиях и достигают результатов. Только на последних соревнованиях семеро из девяти наших учеников завоевали призовые места. Таких примеров много в прошлом, например, спортсменка Питухина Полина, которая достигла высокого результата – заняла третье место на командном чемпионате России по Дзюдо. Были и другие важные награды, но это было в тот период, когда я был тренером Федерации Дзюдо и Самбо в Долгопрудном.
На сегодняшний день я тренирую еще одну спортсменку, которая, на мой взгляд, способная разделить пьедестал на серьезных соревнованиях.
Что касается спортсменов школы SAMSON в МЕОЦ, то эти дети в 13 лет уходят в ешиву. Моя цель дать им немножко уверенности в себе, не только в физическом смысле, но и в духовном. Я играю в их жизни хоть и небольшую роль, но горжусь, что тренирую армию Вс-вышнего.
В чем выражается духовное воспитание молодежи и вкладываете ли непосредственно еврейские ценности?
Духовное воспитания – одно из важнейших и фундаментальных целей, которые я поставил перед школой. Я многое черпаю из уроков Торы со своим учителем по Танаху раввина Авраама Пресмана. Например, на последним уроке мы учили Танию, как нужно бороться с «ецер а-ра» – дурным началом, животной душой человека: Б-жественная душа тянется всегда к Б-гу через выполнения мицвот -заповедей. А «ецер а-ра» все делает наоборот. Мы учили, что Б-жественная душа борется, точнее, атакует «ецер а-ра» с помощью выполнения мицвот. Тогда «дурное начало» не может нападать, а только защищается.
Я объяснил детям, как нужно бороться с «ецер а-ра» на примере двух спортсменов: 1 номер – ецер а-тов, а 2 номер – ецер а-ра. Ецер а-тов атакует ецер а-ра, используя технику кумиката, что означает взять классический захват «отворот-рукав». Спортсмен должен постоянно атаковать, чтобы другой мог только защищаться. Естественно в защите «дурное начало», а хорошее всегда атакует. Так мы прививаем духовную часть спортсменам.
Чем является для вас и ваших воспитанников дзюдо? Какую философию несет это единоборство?
Интересный вопрос. Лично для меня за 25 лет жизни он стал образом.
Дзюдо дословно переводится как «мягкий путь». Оно было создано в конце XIX века на базе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано, который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения соревнований.
Древняя легенда гласит, что врач и один из известнейших приверженцев борьбы дзюдзюцу Акияма Cиробэй наблюдал за сильным снегопадом. Снег падал большими хлопьями, и под его тяжестью хрустнула и сломалась ветка сосны, а веточка сакуры все ниже и ниже склонялась к земле. В какой-то момент снег соскользнул с нее и ветка выпрямилась. «Поддаться, чтобы потом победить!», – воскликнул Акияма. Этот принцип стал основополагающим во многих японских школах дзюдо: это и есть наша философия! Но я пошел дальше с этой идеей, я учу своих детей не оказываться в таких местах, где придется поддаваться, чтобы победить. Если, конечно, речь не о честном поединке по правилам дзюдо в рамках соревновательного процесса.
В ходе беседы вы сказали, что среди прочих проектов есть идея создать спортивную секцию по работе с детьми-аутистами. Расскажите об этом.
Проект по работе с детьми-аутистами мне пришел в голову задолго до появления и создания школы SAMSON. Впервые с такими детками я столкнулся в Федерации Дзюдо и самбо. Я видел, как приходили родители со слезами и говорили: «Пожалуйста, дайте шанс», «Пожалуйста, не давите». Поначалу даже не понимал, о чем идёт речь, но мне объясняли, что этот ребенок-аутист. Когда я начал с ними работать, то понял, что это уникальные дети со своим особенным внутренним миром, и я решил, что когда появится возможность создать секцию для таких детей, то тут же ее создам.
Б-г дал мне такую возможность, и пришло время сделать это. Я жду детей, готов с ними работать и быть им поддержкой. Естественно, эта секция будет доступна всем деткам без исключения в других сетях нашей школы.
А какие еще планируются проекты?
Не могу раскрыть всех секретов, но в ближайшее время школа SAMSON должна заключить контракт с известными фитнес клубами страны. Таким образом у детей появится возможность посещать занятия не только в общинных центрах, но и найти наши клубы ближе к дому.
Кстати, что вы думаете об особенностях отношения к спорту, в частности к дзюдо, в Израиле и России?
Отношение к спорту в целом положительное. Я считаю, что родители не должны раздумывать над тем, чтобы отдать или нет своего ребенка в спорт. Надо думать, в какой именно, так как физическое воспитание важно не только для конкретного ребенка, но и для целой нация.
Отношение к дзюдо в Израиле на очень высоком уровне. К примеру, на последних Олимпийских играх в Бразилии, на которых из всей сборной Израиля медали завоевала только сборная по дзюдо под руководством главного тренера
Орен Смаджа. Оба спортсмена взяли бронзовые медали, у женщин в категории до 63 кг победила Ярден Джерби, а у мужчин в категории свыше 100 кг Ор Сассон. После этого в израильском спорте было много шума, и дзюдо стало супер популярным. Сейчас дзюдо занимает второе место после баскетбола, в то время как самый популярный вид спорта, футбол, занимает третье место по популярности.
Что касается России, то президент Путин – самый известный дзюдоист страны, поднял это спорт на очень высокой уровень. В России почти на всех самых престижных турнирах наши спортсмены занимают почетные места.
Перед выходом на ринг вы испытывали страх? Как с этим боролись?
Конечно, испытывал страх. Всегда есть опасность навредить себе. Мой папа говорил: «Сынок, не боится только дурак». Быть более аккуратным и собранным человека заставляет именно страх. Но его нужно использовать как партнера, не стоит его отгонять. Я по сей день перед каждым выходом говорю «Шма Исроэль».
Автор: Анастасия Бойко.