Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Сороковая работа

05 марта 2024 / Главная / Иудаизм / Глава Торы / Книга Шмот / Ваякгель-Пкудей / Уроки главы / Ваякгель / Уроки главы
search
художник

Мистико-аллегорический смысл субботнего покоя

Живописец склоняется к холсту, пристально в него всматриваясь. Писатель корпит над клавиатурой. Скульптор вырезает в камне тонкие линии и глубокие борозды. Каждое прикосновение кисти, каждое нажатие клавиши, каждый удар резца выполнен с предельной концентрацией, поскольку художник изливает свою собственную душу, вкладывая ее в это действие.

Но время от времени художник отступает. Он разгибает свою спину, расслабляет конечности, даже делает шаг или два назад, чтобы рассмотреть свою работу с большей дистанции. Он отрывает свою душу от работы, чтобы увидеть ее с внешней стороны, а не изнутри. Надолго замерев, он будет просто стоять или сидеть там. Отстраненно, или даже отчужденно. Чтобы затем снова окунуться в работу.

***

Представьте, что вам захотелось вместить всю мудрость мира в одно единственное произведение – сочинение достаточно компактное, чтобы его можно было копировать вручную со свитка на свиток, перемещать с места на место и передавать от поколения к поколению в течение тысяч лет. Как бы вы это сделали?

Естественно, вы бы подбирали свои слова очень тщательно, стараясь использовать множество значений каждого слова. Вы бы строили предложения так, чтобы они могли быть прочитаны различными способами, передавая опять-таки разные идеи. Вы использовали бы метафорику, чтобы передать историю в истории, закон внутри другого закона, идею внутри идеи. Если бы вы задали каждой букве численное значение и сделали определенные буквы взаимозаменяемыми, то каждое слово в вашем сочинении будет еще и кодом – фактически рядом кодов – передавая множество уровней смысла. Вы также включили бы намеки в саму форму букв, в изыски каллиграфии, в формат промежутков между буквами, словами и параграфами. Наконец, вы бы использовали возможность передать еще больше информации в контексте и соотношении фрагментов.

Именно так поступает Тора в главе “Вайакгел”, упоминая заповедь о покое в Шаббат посреди повелений о построении Мишкана (переносного Святилища, которое служило Сынам Израиля во время их путешествия через пустыню). Обсуждением законов Шаббата заполнены сотни страниц Талмуда и тысячи страниц в галахических работах и комментариях; однако все это заключено в нескольких коротких предложениях в книге Исхода. Основным источником законов Шаббата является устанавливаемая Торой связь между Шаббатом и Мишканом.

“В течении шести дней должна совершаться работа, но седьмой день должен быть для вас святым, днем абсолютного покоя, посвященного Б-гу” (Исход 35:2). Слово “работа” (мелаха), использованное в Торе, фактически означает “созидательную работу” – поэтому поливание растений является работой, запрещенной в Шаббат, в то время как перемещение тяжелой мебели по комнате таковой не является. Талмуд перечисляет “сорок минус одна” (то есть, тридцать девять) категорий такой созидательной работы, от “посадки” и “вспахивания” до “завязывания узла” и “зажигания огня”. Каждая работа из этих 39 также включает многочисленные виды действий, которые происходят из нее (например, поливание растений – это толда или “производная” от посадки).

Как же Талмуд составляет этот список? Исследуя типы “созидательной работы” использованные при создании Мишкана. Говоря о возведении Святилища, Тора нетипично многословна. Более дюжины длинных глав ее заполнены подробными инструкциями об устройстве и изготовлении 48 стенных панелей Храма, 69 столбов, 165 гнезд фундамента, 26 полотнищ, 169 крюков (59 золотых, 60 серебренных и 50 медных), и его различные “сосудов” – Ковчега Завета, Семисвечника, золотого Стола, внутреннего и наружного Алтарей, и т.д. Еще больше глав, описывающих, как Мишкан собирался на каждой лагерной стоянке в пустыне, и затем демонтировался и переносился в следующее место разбивки лагеря. Сопоставляя законы Шаббата с законами Мишкана, Тора определяет “работу”, запрещенную в Шаббат как работу создания Мишкана.

***

Хасидские мудрецы добавили третью составляющую к этому уравнению.

В Мидраше сказано, что когда Тора указывает: “В течении шести дней должна совершаться работа, но седьмой день должен быть для вас святым,” – это не только предписывает нам прекращать работу в Шаббат. Это также повелевает нам, чтобы в течение шести дней работа совершалась. Работа в течение недели – это мицва, точно так же, как прекращение работы в Шаббат – тоже мицва.

Таким образом, в истории Mишкана со всеми его деталями Тора фактически соединила три рассказа:

1) Детали Святилища, построенного Сынами Израиля в пустыне.

2) Определение “работы”, запрещенной в Шаббат.

3) Определение и описание работы нашей жизни. Почему мы здесь? Какова наша задача в этом мире? Что такое “созидательная работа”, которую Б-г хочет, чтобы мы выполняли в течении шести дней недели? Это создание Мишкана – дома для Б-га, который строится посредством формирования материалов физической жизни в “сосуды”, которые воспринимают и выражают доброту и совершенство их Создателя. Хотите знать, как сделать Вашу жизнь “домом Б-жьим”? Все это содержится в заключительных главах Книги Исхода сокрытое в подробном описании материалов, устройства и создания Mишкана.

***

Но в Шаббат мы прекращаем эту работу. Значит ли это, что Шаббат – время вне жизни? В некотором смысле так оно и есть, так как мы воздерживаемся от созидательной работы нашей жизни. Однако, в то же самое время, это также неотъемлемая часть той работы. Подобно художнику, отступающему на шаг от своей работы, чтобы снова воссоединиться с ее общим видением, дабы не потерять его, погрязши в деталях, – точно также “создание жилища для Б-га в физическом мире” требует еженедельной паузы посвящения себя духовному, чтобы не потерять из виду генеральную цель, работая с материалами, из которых строится это жилище.

Еще более глубокий смысл раскрывается в любопытной Талмудической фразе, которую мы упоминали выше – “сорок работ, минус одна”. Почему не говорится просто, что есть “тридцать девять работ”, запрещенных в Шаббат? Наши мудрецы объясняют: сороковая работа – это “работа Небес”, которую мы выполняем в Шаббат.

Построение Mишкана фактически включает в себя сорок категорий созидательной работы: тридцать девять способов конструктивной причастности к физическому миру, которыми мы занимаемся в течение шести дней в неделю и которые мы прекращаем в Шаббат; и духовная работа Шаббата. Сороковая работа требует прекращения первых тридцати девяти, поскольку это – акт отстранения и вознесения над нашим повседневным построением Мишкана; но в конечном счете это необходимая составляющая нашей работы по возведению Дома Б-жьего в нашей физической жизни.

Р-н Янки Таубер

 

Источник: https://ru.chabad.org

Оставить комментарий

Читайте также

Медиа

«От Шидуха к Хупе». Часть 1. Р. Александр Борода

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11