Фильм Евы Нейман околдовывает с первых же кадров, погружая в мир детских грез и в неспешный быт маленького еврейского городка – такого узнаваемого и одновременно уникального судьбами его обитателей.
Каждый кадр – картина. Хочется нажать на паузу, сделать скриншот – и в рамку повесить. Вот мама Шимека появляется из-за висящего на веревке белья – медленный поворот головы, прекрасный высокий открытый лоб, луноликость и спокойный, мудрый, бездонно глубокий взгляд отсылает нас невольно к картинам Яна Вермеера.
Фильм «Песнь Песней», 2015 г.
Страна Украина
Режиссер Ева Нейман
Сценарий: Шолом Алейхем
Оператор: Римвидас Лейпус
Жанр: Драма
Награды и номинации
- 50-й международный фестиваль в Карловых Варах – основная конкурсная программа (2015)
- 50-й международный фестиваль в Карловых Варах – Общий приз жюри “Особое упоминание” (2015)
- Одесский международный фестиваль – два «Золотых Дюка» в международной и национальной секциях (2015)
- Специальный приз жюри на 3 Московском Еврейском кинофестивале (2017)
Сквозь туманную дымку – окно, занавеска тонкой рукой раздвигается мягко, луноликое лицо девы юной задумчиво смотрит на небо. Бесшумно исчезла. Только эхом силуэт в окошке любимом остался.
Занавеска колышется в готическом окне замке. Замок ли это? В воображении детском – да, замок, и, конечно, принцесса возлюбленная в нем обитает.
«Замок. Дворец. Я – принц. Бузя – принцесса. Мама – королева». Размеренно-спокойный, уверенный детский голос с самого начала настраивает нас на серьезный разговор. Без притворства. О жизни. О грезах. О любви. Любви на века – ведь иначе у детей не бывает, и быть не должно.
Бесшумные одинокие первые снежинки растворяются, незаметно вплетаясь в невидимую паутину морозного ночного воздуха.
Мы заглядываем с улицы в окно. Родители, любовно омывающие в тазике из ковша своего малыша. А вот, уже из окна – на улицу – там размеренно-замирающее течение жизни вечерней идет своим чередом.
Фильм Евы Нейман околдовывает с первых же кадров, погружая в мир детских грез и в неспешный быт маленького еврейского городка – такого узнаваемого и одновременно уникального судьбами его обитателей.
Каждый кадр – картина. Хочется нажать на паузу, сделать скриншот – и в рамку повесить. Вот мама Шимека появляется из-за висящего на веревке белья – медленный поворот головы, прекрасный высокий открытый лоб, луноликость и спокойный, мудрый, бездонно глубокий взгляд отсылает нас невольно к картинам Яна Вермеера.
Неспешный монтаж. Каждую деталь в кадре хочется рассматривать, глаз ласкает безупречность композиции, отсутствие ярких цветовых пятен – все в приглушенных полутонах, будто подернутое незримой дымкой. История любви Шимека и Бузи проступает сквозь рассеивающийся туман воспоминаний главного героя. Повествование незаметно затягивает нас, погружает в хрупкий мир воспоминаний детства. И нашего тоже.
А история – простая. В основе «Песни песней» – одноименная повесть Шолом-Алейхема о любви юных Шимека и Бузи, живущих в соседних дворах в еврейском штетле начала 20 века. Хотя, по признанию режиссера, в фильме использовались также фрагменты из многих произведений великого еврейского писателя. Отдельные реплики, ситуации, персонажи, автобиографические воспоминания – киноистория Евы Нейман искусно соткана из множества характерных лоскутков, однако ни одного шва вы не увидите. Режиссеру и оператору удалось бережно сохранить главное – волшебную и одновременно с этим хрупкую магию поэтической прозы Шолом- Алейхема и «Песнь песней» Соломона, ни с чем не сравнимую трепетную интонацию, особый воздух этих произведений.
«У меня был брат Беня, он утонул в реке. Он оставил сиротку, ее звали Бузей. Сокращенное Эстер-Либа, Либузя, Бузя. И красива она была, Бузя, как Суламифь, что в «Песни песней». Мы росли, я и Бузя, как брат и сестра. И мы любили друг друга, я и Бузя, как брат и сестра».
В начале истории главным героям лет по 10. Невысказанные детские чувства звучат в воображении Шимека словами Соломона: Бузя – прекрасная Суламифь, и, конечно же, она должна принадлежать ему, Шимеку. Но дети взрослеют, главный герой решает идти своим путем, уезжает в город, нарушая отцовскую волю и, казалось, забыв о своей прекрасной Суламифе. Домой его возвращает лишь известие о том, что Бузя – невеста.
Детские чувства пробуждаются с силой неистовой, только теперь герой осознает, что «я люблю ее той священной, пламенной, адской любовью, которая так прекрасно описана в «Песни песней». Огромные пламенные буквы вспыхивают, не знаю откуда, и витают перед моими глазами; слова из только что прочитанной «Песни песней», буква за буквой: «Горька, как смерть, любовь. Жестока, как ад, ревность. Стрелы ее – стрелы огненные. Пламень божий. Так плачет человек над своей жизнью, выскользнувшей из-под его ног».
У Шолом Алейхема «Песнь песней» обозначен как «Юношеский роман». Фильм Евы Нейман – это, скорее симфония юности: поэзия смыслов, возвращающих каждого из нас в далекое, призрачно-забытое волшебное детство.
Вспомним определение симфонии – «благозвучное сочетание тонов», гармония сфер. Фильм «Песнь песней» – гармоничен в каждой детали. Глубина света и полутонов, движение кадра, благозвучие и трепетность интонаций. Безупречная гармония смыслов и художественных приемов.
Индивидуальное звучание каждого персонажа дополняют друг друга, сливаясь в единую картину маленького мира юного Шимека. Мягкое, размеренное, спокойное повествование, хотя события, происходящие в фильме, глубоко драматичны, насыщены страстью, а временами трагичны. (Например, сцена, в которой отец Шимека пытается бесстрастно зачитать вслух письмо родственников о последствиях погрома).
В фильме нет атмосферы кровоточащих от безнадежной любви ран. Так же, как нет и у Шолом Алейхема. Да, героям не быть вместе. Но история эта – не о страданиях и боли, а о детских грезах, таких чистых, светлых и эфемерно-хрупких. Да, этот юный, свежий, ясный и светлый, благоухающий мир детства растворяется в суетности взрослой жизни. Но ведь каждый из нас может попробовать и вернуться в памяти, хоть на минуту, в мир несбыточной красоты, волшебный, таинственный мир детских воспоминаний. Несбыточной любви.
Фильм Евы Нейман околдовывает, завораживает и очаровывает своей магической простотой и хрупкостью. Он заставляет остановиться. И ощутить каждой клеточкой тела все то, что нам так безудержно не хватает в нашем «взрослом» мире. А затем – опять – бежать.
– Шимек! До каких же пор бежать, Шимек?– говорит мне Бузя. А я отвечаю ей словами «Песни песней»: «Пока не погаснет светило дня и не исчезнут тени с земли…».
Читайте также