Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Самостоятельность или Мойша, не забудь вставить челюсть

24 июня 2019 / Главная / Jewrnal / Детский клуб
search
123123

 

– Мойша, иди на горшок!

– Мойша, не трогай, сломаешь, я сама. 

– Отойди от плиты, я сама тебе супа налью. Как это много? Не валяй дурака, нормально я тебе налила. 

– Мойша, ну что ты копаешься, давай я сама тебя одену/завяжу шнурки/покормлю… 

– Мойша, не забудь почистить зубы перед сном!

– Мойша, ты сделал уроки? 

– Мойша, пошли делать математику. 

– Мойша, не забудь тетради в школу! Забыл? Я принесу. 

– Мойша, тебя завтра к какой паре будить? А тебе к семинару разве не надо распечатать доклад? Давай я на работе сделаю. 

– Мойша, тебе завтра на собеседование идти, пойдем купим тебе подходящий костюм. 

– Мойша, я на выходные к маме поеду, еда в холодильнике, тебе только разогреть надо будет. Посуду не мой, а то разобьешь что-нибудь, я вернусь сама помою. 

– Мойша, ну что ты опять надел, я же тебе все достала. У тебя сегодня важное совещание, а значит, ты должен выглядеть солидно! 

– Мойша, не забудь очки, когда пойдешь на работу. 

– Мойша, твоя челюсть в стакане в ванной, не забудь. 

 

И так далее и тому подобное. До бесконечности. Интересно, что такая несамостоятельность и зависимость работает в обе стороны. Несамостоятельный человек провоцирует взять ответственность за него, однако и такая чрезмерная забота и опека мешает такому Мойше стать более самостоятельным и, наконец, начать уже помнить про свои дела, уметь одеться на мероприятие и так далее. 

А теперь представим себя на минуту Мойшей… Каково это всегда чувствовать недоверие? Сначала родителей, потом жены, друзей, начальства? Только он захочет что-то сделать самостоятельно, как мама тут как тут. Помогает, делает за него, облегчает жизнь как может.

Во-первых, это очень обидно, когда в тебя не верят, не верят, что сможешь, надеть ботинки и сам завязать шнурки. Во-вторых, это убивает мотивацию: зачем делать самому, учиться, стараться, если мама потом все равно не даст сделать, а сделает сама. Ну, и в-третьих, это ощущается как насилие, когда мама лучше знает, сколько супа хочет есть ребенок и ограничивает его активность, потому что переживает, что у него что-то не получится. 

Разумеется, родители делают это из «благих побуждений», однако, далеко не всегда это на пользу самому ребенку. Ведь, чтобы стать самостоятельным надо иметь возможность быть самостоятельным. Как же помочь в этом ребенку? На самом деле это не так сложно:

 

  • Помогайте, но не делайте за него. Любое новое и сложное дело начинайте делать вместе и потихоньку передавайте операции и ответственность ребенку. Например, уроки: сначала можно сесть вместе, прочитать задание в дневнике, достать необходимое, прочитать задание в учебнике, разобрать непонятное, написать, проверить ошибки. Потом можно просить ребенка начать (прочитать задание и все достать), а самому подключиться позже. Так постепенно оставить себе только функцию контроля, все ли ребенок сделал, ничего ли не забыл. А последний шаг – перестать делать и это. Ведь ребенок должен научиться полагаться и в этом на себя. 
  • Оставьте ребенку возможность прийти за помощью, если сложно. Но только в том случае, если он уже попытался и просит конкретной помощи, а не сделать за него. 
  • Оставьте ребенку право на ошибку, он может забыть, сделать недостаточно хорошо или быстро. Это естественно, ведь он не робот, а человек. А главное – от всего ребенка всяко не уберечь, а значит, лучше всего учить его справляться самостоятельно. Есть помощь – отлично. Нет – он тоже не пропадет. 
  • Принцип обратной связи от мира или последствия своих действий. Не сделал, забыл, получи последствия. Долго собирался на улицу, мало погуляли. Не надо ругаться за разгильдяйство, это все равно не поможет, дайте увидеть причинно-следственные связи. 
  • Очень важно помнить, что самостоятельность не появляется сама из воздуха. Ей надо учить. Постепенно. Пошагово. У разных детей разная скорость. Разные дела даются им с разной степенью сложности. Будьте внимательны к тому, что происходит, давайте ребенку время, но не слишком много. 
  • Если ребенку хочется что-то сделать самому, дайте попробовать и постарайтесь так помочь, чтобы он действительно что-то сделал сам, а с другой стороны, чтобы у него получилось, ведь успех мотивирует лучше всего. 
  • Будьте иногда недоступны, заняты своими делать, это очень стимулирует ребенка к самостоятельности. 

 

Автор: Анна Безингер

Анна Безингер
Об авторе
Меня зовут Анна Безингер, я психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, монтессори-педагог, автор книги для родителей «Пора в детский сад! Самоучитель для родителей.» Я консультирую родителей и работаю с детьми уже больше 10 лет, три года я проработала в монтессори детском саду, после чего с коллегой создала класс монтессори, где дети учились в максимально свободной и комфортной обстановке. Прошла несколько стажировок в Голландии в монтессори школах. Также работаю со взрослыми (в том числе по онлайн) и парами на русском и на английском языках. Кроме того разработываю и провожу тренинги для школьников, веду вебинары. Также вела занятия по психологии в нескольких ВУЗах. В данный момент поступаю в аспирантуру университета Лейдена (Голландия) на специальность «Learning problems and impairments», чтобы в дальнейшем иметь возможность работать с детьми с дислексией, дисграфией, СДВГ и тп. Работу свою очень люблю и всегда готова к экспериментам и новому опыту.
Читайте также

Медиа

В память о Ребецн

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11