Причины школьной неуспеваемости, и что с этим делать?
Несмотря на то, что сейчас лето и школьные каникулы, и все родители выдохнули с облегчением, период этот пролетит быстро. А значит, наступит сентябрь, школьные дни и сопутствующие радости и горести. Школа – это важно. Это одиннадцать лет жизни ребенка, его старт в будущую взрослую жизнь. Именно поэтому так важно не закрывать глаза на возможные неуспехи в учебе. Конечно, они могут быть ситуативны, связанны с состоянием здоровья, например, когда ребенок просто редко бывает в школе или с переездом в другой город, когда просто нужно время на адаптацию, но возможны и более глобальные причины. Особенно это касается начальной школа, программа которой такова, что по идее проблем с ней возникать не должно. Поэтому сегодня я расскажу о том, что такое школьная неуспеваемость в начальной школе, каковы ее причины и как с ней справиться.
Школьную неуспеваемость можно разделить на общую и специфическую. Общая – это стойкое, относительно длительное отставание по всем основным предметам школьной программы, а специфическая – по какому-то одному, при нормальной или даже хорошей успеваемости по остальным.
От чего может зависеть трудность учебной работы школьника? С одной стороны, от особенностей учебного материала, с другой – от возможностей самого школьника, от индивидуальных и возрастных особенностей его памяти, внимания, мышления и, конечно, – от мастерства учителя.
Отношения с одноклассниками
Существует 3 фактора, которые могут вызвать трудности познавательной деятельности и тем самым становится причиной неуспеваемости в начальной школе.
- Несформированность приемов учебной деятельности;
- Недостатки развития психических процессов;
- Неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей.
Это факторы внутренние так сказать, но кроме них возможны еще и такие:
- Неподходящие методы обучения или неадекватность программы
- Некомпетентность учителя
- Несложившиеся отношения с учителем
Период начальной школы можно считать своего рода подготовкой к серьезной учебной деятельности. Так главные задачи этого периода: научить учиться, создать или поддержать желание учиться и дать поверить в свои силы. Именно на этом фундаменте должно строится здание дальнейшего образования.
Итак, давайте попробуем разобраться подробнее, что такое несформированноесть приемов учебной деятельности? Это значит, что ребенок не умеет учиться. Не умеет организовать свое рабочее место, не знает правил поведения в классе, не освоил правила работы в тетради и тд. Взрослому может показаться, что это малозначимо, однако для ребенка это абсолютно новая деятельность, требующая освоения.
Как помочь ребенку научиться учиться?
Во-первых, очень важно поговорить с педагогом и психологом школы, чтобы понять, что именно не дается ребенку, а также узнать у учителя основные правила и приемы работы, которые существуют в классе. После этого совместно с учителем можно приступать к постепенному обучению ребенка этим правилам. Внимание необходимо уделить всем мелочам, чтобы формальная сторона процесса, что достать, куда посмотреть и так далее, перестала отнимать у ребенка силы и время и тогда он сможет сосредоточиться на содержательной.
Первый раз в первый класс или адаптация к школе
Что такое недостатки развития психических процессов? В статье посвященной готовности к школе я довольно подробно описала те психические функции, которые должны быть развиты на определенном уровне, чтобы ребенок мог включиться в учебную деятельность. Повторюсь, функции эти таковы: произвольное внимание, понимание причинно-следственных связей, развитие речи, память, умение классифицировать, выделяя существенные признаки и игнорируя несущественные, умение следовать инструкции и мелкая моторика. Подробнее об этих функциях и способах их развития можно почитать в статье посвященной подготовке к школе. Здесь же скажу только, что если что-то из вышеперечисленного не сформировано просто в силу возраста, ускорить процесс можно, но не намного, поэтому очень важно правильно выбрать момент, когда ребенок готов к школе и отдать его учиться именно в это время, а не раньше, так как до тех пор, пока не доформируются эти функции учебы будет для ребенка непрерывным стрессом.
Если говорить про индивидуально-психологических особенностях ребенка, то к ним относится тип темперамента, а отсюда и наиболее подходящие формы и время занятий, ведущий тип восприятия, что тоже может сильно влиять на усвоение материала, особенности эмоциональной сферы и так далее. И научить ребенка правильно использовать свои особенности может только взрослый: родитель, учитель, психолог.
Если же говорить о внешних причинах неуспеваемости, их необходимо постараться избежать еще на этапе выбора школы, ведь программу можно узнать и оценить заранее, а с учителем просто необходимо поговорить прежде, чем доверить ему ребенка. Если все же проблемы школьной успеваемости связаны со вторым блоком причин, стоит задуматься о смене школы или педагога.