Шаббат – священный день, стоящий особняком и возвышающийся над остальными днями недели. Особые законы Шаббата хранят его святость и красоту.
Уникальное свойство Шаббата происходит от двух типов заповедей: заповеди освящения, например, зажигание свечей и Кидуш; и столь же важные заповеди, требующие от нас, чтобы мы воздержались от определенных действий и работы. Запреты, касающиеся “работы”, вовсе не столь уж негативны или обременительны, но они являются неотъемлемой частью Субботы – дня, когда душа и тело пребывают в истинной гармонии.
Эти два аспекта Шаббата находят отражение в двух выражениях, содержащихся в двух различных фрагментах Торы, где перечисляются Десять Заповедей. Два речения: “Помни день Субботний!.. и “Храни день Субботний!..”2 – согласно традиции, прозвучали одновременно с Горы Синай.
Захор, “помни”, относится к предписывающим заповедям этого дня – то, что мы должны делать. Шамор, “храни”, относится к запрещающим заповедям – вещи, которые мы не можем делать. Последние, включая такие действия как приготовление пищи, письмо, зажигание и выключение огня, обозначаются общим термином млаха, что означает определенный тип работы.
В Иврите есть два слова для обозначения “работы” – авода и млаха. Авода обозначает работу в широком смысле, в то время как млаха имеет очень точное галахическое значение. В Субботу млахазапрещена. Наши мудрецы объясняют, что млаха обозначает те действия, которые были необходимы для постройки Мишкана, переносного Святилища, с которым евреи странствовали по пустыни.
Как объясняется в Талмуде, для построение Mишкана потребовалось 39 различных категорий действий, млахот (мн. ч. от млаха). При том, что эти категории работы относятся к постройке Храма, они фактически охватывают все формы человеческой деятельности. Млахот – это не случайный набор действий, и они не обязательно подразумевают физическое напряжение. Скорее, их общий принцип заключается в том, что они представляют собой созидательное, творческое усилие, демонстрирующее господство человека над природой. Воздержание от млахот в Субботу демонстрирует наше признание того, что, несмотря на наши созидательные человеческие способности, Б-г есть истинный Создатель и Господин.
Человек, лишь приступающий к соблюдению Шаббата может опасаться, что многочисленные законы с великим количеством нюансов могут мешать субботнему наслаждению и омрачать удовольствие от Шаббата. Однако, особая манера, с которой мы в Субботу совершаем обычные действия, фактически служит постоянным напоминанием о специфической природе этого дня. Воздержание от множества действий, которые мы считаем само собой разумеющимся в течение недели, обостряет наше осознание того, что Шаббат отличается от других дней недели, и создает совершенно иное умонастроение.