В начале главы Торы “Вайигаш” описывается, как Йеуда, подойдя к Йосефу, жестко говорил с ним ради спасения Беньямина. По ходу своего обращения Йеуда объяснил, почему именно он заступается за брата: “Ибо раб твой поручился за отрока”. Словом “поручиться” воспользовался Йеуда и раньше, когда уговаривал Яакова отпустить с братьями Биньямина.
В Талмуде приводится мнение, что закон о поручительстве мы учим из этого рассказа Торы. Закон говорит, что поручитель готов заменить собой берущего в долг, как будто это он взял деньги. Так и в рассказе Торы: Йеуда готов полностью заменить собой Беньямина.
Взаимное поручительство
Понятие о поручительстве применимо ко всем сынам Израиля. Сказали мудрецы: “Все евреи отвечают друг за друга”. Каждый из нас полностью отвечает за другого, вплоть до того, что заменяет собой. Мы учим это из повествования о Йеуде, в чьем поступке выразилась сама его сущности.
Народ Израиля сравнивают с единым телом, состоящим из множества частей. Единение различных органов находит выражение в разных аспектах. Во-первых, каждая часть привносит что-то свое в общую гармонию тела. Во-вторых, каждый орган, помогает другим органам в их работе. Например, голова не может прийти куда-либо без участия ног – получается, что ноги помогают голове.
Без различий
Оба приведенных варианта показывают преимущество объединения частей. Идет ли речь об общем единстве тела или о более совершенной работе каждого отдельного органа.
Однако есть и более высокая ступень единения. На этом уровне каждый орган чувствует, что главный смысл его существования как раз и заключается в его функционировании как составной части организма. Тогда-то и возникает полное единство, при котором нет различия между отдельными частями.
Так же и в народе Израиля: есть единение, проистекающее из того, что каждый еврей вносит что-то в общую картину народа. Есть единение, базирующееся на тех индивидуальных способностях, которыми каждый дополняет работу остальных. Но есть и более высокий уровень объединения. Здесь каждый еврей чувствует себя частью народа Израиля. На этой ступени исчезают все различия между отдельными представителями нашего народа.
Царь колен израилевых
Именно такое, высшее единение и олицетворял собою Йеуда. Сказано, что был он “царем колен израилевых” (поэтому и сравнивают его со львом – царем животных). Именно ступень царства и порождает ощущение что каждый отдельный еврей является частью всего народа. Этим и объясняется, почему Йеуда предстал как поручитель за своего брата.
Такое объединение приведет к единству эпохи Избавления. И об этом говорится в афтаре главы “Вайигаш”: “И царь один будет для всех” (Йехезкиэль 37; 22) – царь из колена Йеуды, который придет и избавит нас в ближайшее время.
Вольный пересказ беседы Ребе, опубликованной в “Ликутей сихот”, т. 30, стр. 215.
Изложение р-на Давида Эльдина