Несия Фердман – популярный психолог, коуч, эксперт в области бизнес-консалтинга, тренер, основатель школы коучинга и своего Центра персонального развития. О том, что такое коучинг, почему он так востребован не только среди успешных людей, но и еврейских организаций, история своего успеха и становления Несии, как еврейки – в нашем интервью.
-Несия, ты с детства знаешь о своих еврейских корнях?
-Я родилась и до окончания школы росла в небольшом городе Казатин Винницкой области, где когда-то проживало много евреев, носила далеко не французскую фамилию Фердман. Оба моих родителя – евреи, говорили на идише, я даже в будущем смогла проследить генеалогическое древо до пятого поколения. Но полное осознание моего еврейства пришло, когда во втором классе по дороге домой два одноклассника кричали мне вслед «жидовка». Я тогда не понимала значение слова, но на генетическом уровне чувствовала, что это обидно. Когда я пришла домой и рассказала о произошедшем родителям, папа произнёс слова, запомнившиеся мне на всю жизнь: «Ну что, поздравляю, теперь официально внешний мир знает о том, что ты еврейка». Он также добавил, что это был всего лишь первый инцидент, но далеко не последний. Вопрос в том, что это означало для меня и как я отреагирую.
После случая на улице, папа отправился в школу и рассказал обо всём завучу Изабелле Израиловне, которая тоже была, как вы понимаете, не француженкой. Помню, как в школу вызвали двух братьев и Изабелла произнесла удивительную речь. «Вы думаете, вы обидели девочку?» – сказала она. – «Нет, вы обидели Карла Маркса, Райкина, Майю Плисецкую, 87 героев Великой Отечественной войны Винницкой области. Если вы можете попросить прощения у неё, то как вы сделаете это у Маркса и остальных?». Помню, какая гордость меня переполнила от чувства сопричастности к таким великим людям!
-У тебя необычное имя. Тебя так звали с детства?
-Несией звали бабушку со стороны мамы. Её родная сестра не имела детей, но она была очень образованной и удивительной женщиной. В честь неё меня назвали Наташей. Когда я переехала в Израиль, то поняла, что теперь, наконец, могу смело взять еврейское имя в честь бабушки, особенно, узнав о его значении – «чудо Б-жье». Я обожаю своё имя, верю и понимаю, как оно работает на меня. Ласково близкие называют меня просто «Нес» – «чудо» на иврите. Вообще, даже многие свои тренинги я начинаю с рассказа о своём имени.
-Раз уж речь зашла о тренингах, то почему ты выбрала именно эту сферу – психологию?
-Меня с юности интересовали люди. Общение с ними, поиски ответов на вопросы «почему один такой, а один другой», как мы делаем выбор и взаимодействуем между собой привлекали меня. В школе я была активисткой и лидером, очень общительной девочкой. Но так вышло, что по окончании десятого класса, я начала учить бухучёт и аудит и даже успела поработать по специальности. Психологию я начала изучать уже позже, как второе высшее, в киевском университете имени Драгоманова. Я повышала квалификацию на различных курсах, в Еврейском университете, в чикагской Школе социальных работников, училась у окружавших меня людей. Первое образование тоже мне многое дало, я до сих пор применяю некоторые знания на практике.
-Когда и почему ты переехала в Израиль?
-Репатриировалась я 7 лет назад. Мотиваций было несколько. Первая – будущее своему ребёнку. Я хотела сделать всё возможное для её самоидентификации, как еврейки в еврейской стране. Люблю говорить, что мы сделали алию не в Израиль, а в Иерусалим, который я обожаю, как и моя дочь. И образование здесь хорошее.
Честно говоря, когда мы летели, то планировали провести здесь не больше года – попробовать и, в случае чего, вернуться. Не прошло и шести месяцев, как она сказала: «Это наша страна, наша земля». Более того, она изъявила желание идти в армию. К счастью, она уже отслужила, учится в Иерусалимском университете на двух факультетах одновременно – социальная работа и Азия, изучает Корею.
Не могу сказать, что я совсем не думала о себе. Мне не пришлось преодолевать много трудностей. На тот момент я работала в институте изучения иудаизма, возглавляла центр «Меламедия». Один наш офис был в Москве, другой – в Иерусалиме. Я ехала и знала, что у меня будет работа, а это очень облегчает адаптацию. После Москвы – на тот момент я прожила там 11 лет – было, конечно, непросто. Израильтяне часто спрашивали, почему я так нарядно одета – собираюсь ли я куда-то после работы? «Вовсе нет», – отвечала я, будучи одета в самое простое из того, что нашла в гардеробе. Постепенно менялась я, менялся гардероб. Здесь в моей жизни появилось много чудес – я на другом уровне начала реализовываться в карьере, встретила свою любовь, вернула еврейское имя.
-Как возникла идея создания Центра персонального развития Несии Фердман?
-Благодаря пересечению нескольких аспектов. Первое – было огромное желание аккумулировать весь накопленный опыт, собрать команду, сделать нечто своё, уникальное и делиться этим. Ещё до ухода из центра «Меламедия» я понимала, что хочу направить все силы на что-то новое. Для этого, как и для воплощения в жизнь любой идеи, в голове нужно свободное пространство. Я ушла с работы и начала создавать центр с нуля. Перед тем, как я решилась на этот шаг, я пошла к раввину Адину Штейнзальцу за благословением. До сих пор помню всё, что он сказал. Очень благодарна ему – его слова послужили большим толчком для реализации планов.
Было сложно, но я верила в свои силы. Я знала, что мне есть, чем делиться, у меня будет команда людей, которые захотят меня поддержать, и что это нужно не только мне, но и другим.
-Почему коучинг?
-Коучинг – философия жизни, в которой есть несколько очень важных для меня принципов: понимание, что у каждого человека есть своё предназначение и потенциал для его реализации, развитие сильных сторон для реализации потенциала, необходимость видеть в каждом человеке его индивидуальность, не судить, не осуждать, ставить конкретные цели и достигать их, реализуя свои ценности. Становиться, в конце концов, человеком, проживающим свою собственную жизнь и отвечающим за свои поступки. Коучинг влияет не только на других, но и на меня, на мою жизнь во всех сферах. Классно заниматься тем, что находит отголосок и в тебе самой. В коучинге много куража, жизненной энергии, движения. Ты не просто ставишь диагнозы, работаешь над ошибками прошлого или настоящего, а общаешься с успешными людьми, делишься опытом, даёшь им понять, какие шаги следует делать для эффективной работы.
Он помогает и людям, и организациям понять истинность поставленной цели и учит переходить с уровня понимания на уровень осознания.
-Что это значит?
-Осознание – ступень между пониманием и применением. Мы можем понимать, что определённое поведение положительно скажется на нашей деятельности, но не принимаем его. Если же мы осознаём цену своего действия или бездействия, понимаем значимость потери или приобретения – мы начинаем действовать. Коуч помогает человеку, чтобы он перешёл на уровень осознания с уровня понимания, за которым следуют его самостоятельные шаги к поставленной цели.
-Можно ли быть коучем для самого себя?
-Конечно, существует даже целое направление коучинга – самокоучинг. Мы часто являемся своими персональными коучами, просто не всегда используем для этого определённое название. Однако, в определённое время каждому из нас может понадобиться кто-то «напротив». У меня есть свой коуч, к которому я так же обращаюсь, хотя в большинстве случаев пользуюсь инструментами самокоучинга.
-Какой у тебя любимый тренинг?
-Сложно ответить. Даже одна и та же тема раскрывается по-разному в новых группах. Каждый тренинг особенный – это правда. Но если постараться ответить – мне очень нравится программа «Пробуждение силы», люблю школу коучинга, люблю работать индивидуально. Любимым становится любой тренинг, где получается учиться у других, а это должно и происходит постоянно.
-Каким ты видишь свой центр через пять, десять лет?
-Прекрасная команда, филиалы и представительства в разных городах и странах. Через десять лет центр будет, скорее, объединять движение людей, разделяющих миссию и философии жизни и передающих её другим, у нас реализуются все запланированные планы. Глобально центр будет отличаться тем, что поддержка и связь между людьми, прошедшими программы, будет ещё крепче, и они смогут использовать друг друга, расти, развиваться вместе.
-Ты много сотрудничаешь с еврейскими организациями. У тебя есть определённый подход при работе с ними?
-Да. В первую очередь я работаю с людьми. Еврейских организаций много и не всегда отношения между ними дружны по тем или иным причинам. Поэтому мой основной принцип – заглядывать внутрь структуры, работать с личностями и их потребностями. Конечно, политику еврейских организаций и их взаимоотношения между собой знать важно, но моя задача – помочь эффективно достичь поставленных целей организации, каких бы взглядов она не придерживалась.
-Зачем продвинутым еврейским организациям нужен коуч?
–В них не так часто и не так много времени уделяется целям, задачам, планированию. Мы вместе работаем над тем, как сделать так, чтобы миссия организации применялась внутри неё на всех уровнях. Коуч- консультации с еврейскими структурами зачастую направлены на то , как построить фандрайзинг, как развивать организацию и привлекать людей, как работать с командой, разрабатывать стратегию развития с учётом всего, что существует вокруг.
Вообще, существует миф, что если человек или организация успешен сейчас, то коучинг, якобы, не нужен. Однако именно у профессионалов, и у успешных руководителей есть свои коучи.
-Какие ещё направления тебе интересны?
-Коучинг – сфера, включающая в себя разные направления. Но, отвечая на вопрос, могу сказать, что мечтаю и планирую обучать людей, как правильно качественно провести время и как отдохнуть, в зависимости от индивидуальных потребностей и предпочтений. Другое интересующее меня направление – как реализовывать свой потенциал, проживать каждый день полноценно и качественно.
Интересны мне формы и методы эффективного обучения – я и сама безумно люблю учиться. Я люблю современное искусство, латиноамериканские танцы, путешествовать, всё, что связано с общением. Люблю пробовать новое, любую всё, что даёт мне эмоции.
-Семья разделяет твои интересы?
-Да, и не просто разделяет, а во всём меня поддерживает. Для моих близких моя деятельность – не просто работа, а область, которая понятна всем, несмотря на обилие работы и постоянные перелёты. Мы используем инструменты коучинга в семье, развиваем наше общение. Больше скажу – мой муж в своё время сам окончил курс коучинга и использует методологию и инструменты коучинга в своей деятельности – он работает в «Фонде Дружбы», отвечает за департамент Украины, преподаёт курс коучинга на разных программах. С коучингом знакома и дочка.
-Ты являешься психологом для своей семьи?
-Надеюсь, что нет. Я человек со своими достоинствами и недостатками, и не хочется переносить работу домой. Я думаю, что для своей семьи являюсь женой и мамой.
-О чём ты мечтаешь?
-Мечты – колыбель целей. Если конкретно расписаны задачи, как в таблице, тогда мечты превращаются в цели. Наблюдая за моей жизнью можно увидеть о чём я мечтала.
-В чём заключается твой персональный секрет успеха?
-Я люблю то, что делаю, учусь в процессе и понимаю, что невозможно от команды требовать то, что не реализуешь сам. Я ценю и уважаю других, даю им развиваться. Рано говорить о секрете успеха, потому что ещё многое впереди.
Беседовала Штерна Сара Сегал
Читайте также