В глав Торы «Ваякгель» Писание передает нам обращение Моше к народу Израиля с призывом построить Святилище для Творца: “Всякий, кто мудр сердцем среди вас, пусть придут они и сделают все, что повелел Г-сподь” (книга Шмот, 35:10). Втом числе и “колья шатра и колья двора, и их шнуры” (там же, 35:18).
Так как мудрецы уже дали свои пояснения по поводу устройства Мишкана в комментариях к предыдущим главам, то здесь они только уточняют некоторые из деталей. Да и то, делают это только в том случае, если Тора добавляет информацию, которая раньше отсутствовала. Давайте заострим наше внимание на одном из комментариев Раши: “Колья – чтобы вбить в землю и привязать к ним края полотнищ, чтобы те не колыхались от ветра”.
ЭТО ЖЕ ЭЛЕМЕНТАРНО!
На первый взгляд, комментарий тут был совершенно не нужен, ведь даже ребенку предельно ясно, для чего нужны колья. Тем более что об этом уже говорилось в одной из предыдущих глав. Зачем же Раши все-таки приводит это объяснение? А также не понятно, зачем для изготовления простых металлических кольев нужно приглашать “людей, мудрых сердцем”?
Прежде всего, отметим тот факт, что язык комментариев Раши всегда предельно точен. Внимательно вчитавшись в каждое слово его объяснения, мы понимаем, что медные колья не были отдельными деталями Храма, а представляли собой единое целое с полотнищами, которыми был огорожен двор Святилища. А так как изготовление этих полотнищ требовало немалого мастерства, то логично, что для выполнения этой работы пригласили “людей, мудрых сердцем”.
Это был ответ, который нам дала Открытая Тора, а теперь посмотрим, что нам скажет Тайная Тора – учение хасидизма.
НА СЕМИ ВЕТРАХ
Каждый из сынов и дочерей Израиля является малым Храмом для Всевышнего, как сказано: “И построят Мне Святилище, и Я буду обитать среди них (буквально “в них”)” (там же, 25:8). Кстати, переносной Храм был построен именно в пустыне, “где воет ветер”, такой похожей на наш изменчивый и жестокий мир с его “ветрами перемен”.
Так вот, чтобы свирепые ветры не трепали полотнища Мишкана, их необходимо изначально соединить с медными кольями, а те, в свою очередь, вбить в землю. Все устройство Мишкана Тора возложила на “людей, мудрых сердцем”. Такими людьми наша традиция называет тех, кто обучает других евреев Торе и заповедям. Речь идет не только о педагогах: рабби Мойше бен Маймон (Рамбам) утверждает, что распространять Б-жественное знание – это святая обязанность каждого из нас! Относиться к ней нужно не формально, а, прилагая все силы для того, чтобы наши ученики твердо стояли на ногах.
Чтобы каждая тонкая и возвышенная идея иудаизма – полотнища – была прочно прикреплена к земле кольями – практическим применением изученного в материальном мире. Тогда наши ученики не будут колыхаться от ветра. Нетрудно догадаться: чем больше полотнище, тем сильнее его треплет ветер, тем основательнее нужно забивать колья, а иначе дорогостоящее полотно будет просто унесено ветром.
Именно по этой причине Тора напоминает тем мастерам, которые изготавливали завесы для двора Мишкана, что их работа не окончена, пока к ткани не прикреплены медные колышки.
Особенно это актуально в нашем поколении, названном в Каббале “поступью Мошиаха”. Задача, которую Всевышний поставил перед нами, как раз и заключается в прикреплении высоких духовных идей к физической стороне этого мира. Наши предки соткали для нас тончайшие мысли хасидского учения, но их труд может, не дай Б-г!, пропасть, если мы не внедрим их в нашей повседневной жизни!
С ОДНОГО УДАРА
Наши мудрецы сказали: тому, кто лишь завершает чью-то работу, это тем не менее засчитывается, как будто он сделал ее целиком. Такой вид участия в труде, начатом другими, называется “ударом молотка”. Всего лишь один удар молотка отделяет нас от завершения работы, начатой нашими святыми предками – от долгожданного прихода Мошиаха.
По материалам беседы Ребе в субботу глав “Ваякѓель”-“Пекудей”, 5737 (1977) г.