Третья книга Пятикнижия – “Ваикра” – основном рассказывает о принципах ритуальной чистоты и о законах совершения жертвоприношений в Храме. Давайте обратим внимание на несколько нюансов храмового служения, приведённых в первой ее главе.
Тора подчёркивает, что наиболее благоприятным временем для приношения жертв является день – светлое время суток. Оставшиеся части жертвенных животных Тора приказывает сжечь на жертвеннике. Это можно делать как днём, так и ночью. Животные должны были быть “без изъяна”, то есть без порока или физического недостатка.
Язык аллегории
Известно кабалистическое правило о том, что все нюансы в устройстве самого Храма и все аспекты храмовой службы имеют, кроме практического, еще и глубокий духовный смысл. Ведь в душе каждого из нас возвышается свой малый храм, во дворе которого есть жертвенник.
Жертвенник в аллегорическом смысле соответствует сердцу человека, а огонь, горящий на нем, – это заинтересованность в изучении Торы, чувственность в исполнении заповедей, энтузиазм в служении Творцу – всё то, что заставляет наше сердце жарко пылать любовью к Б-гу.
Храм работает круглосуточно
Из книги “Тания” известно, что у каждого еврея есть две души: Б-жественная и животная. Те наши животные желания и привычки, которые мы стремимся перебороть, соответствуют жертвам, которые следует принести ради Всевышнего. Это духовное служение являются проекцией того физического служения, которое совершалось в Храме. Напомним, что на еврейском языке слово “жертва” – קרבן (“корбан”) – происходит от слова “близость”, “приближение”, так как благодаря этой работе мы становимся ближе к Всевышнему.
В идеальном варианте эти внутренние жертвы нужно приносить днём – в то время, когда присутствие Всевышнего и наша связь с Ним очевидны. Когда на душе у нас светло и ясно, как днем. Именно в это время нужно сделать основную работу. Однако часто бывает так, что небо затягивает тучами, и среди бела дня на наш малый храм опускается духовная темнота. В такие минуты ни в коем случае нельзя прекращать работу. Само наше служение способно прогнать тьму и превратить ее в свет. А вот обсуждая вопрос о “целостности и непорочности” животного, Тора имеет в виду состояние тех животных страстей и низких желаний и которые живут в сердце человека.
Время самоанализа
Итак, подведём предварительные итоги. Глава Торы “Ваикра” сообщает нам о трёх этапах служения Творцу.
На первом этапе мы должны проверить на “целостность и непорочность” свое животное – пригодно ли оно для приближения к Б-гу. То есть, кошерны ли наши желания? Являются ли они разрешёнными по Торе? Или, может быть, мы имеем дело с грехами? Следует очистить сферу наших желаний от скверны, а если это уже сделано, то можно переходить к следующему этапу.
Второй этап – шхита – кошерный убой животного. Та жизненная сила, которая снабжала жизненностью всё тело, теперь покидает его. Но тело при этом не исчезает. Аналогично происходит и с нашими животными желаниями – мы не должны аннулировать их! Нужно только удалить из них ту неконтролируемую жизненность, которая порождает в нас агрессию, неуместную горячность и излишний азарт.
Высший пилотаж
Но есть и третий этап служения – наивысший. С ним соотносится “жертва всесожжения” – в этом случае животное на жертвеннике сжигалось полностью, и сжечь его должен был Небесный Огонь. В духовной работе это соответствует тому уровню, когда еврей служит Всевышнему обоими “отделами” своего сердца – и тем, который заполнен Б-жественной душой, и тем, в котором помещается душа животная. Это третий, заключительный этап жертвоприношения.
Только такая жертва способна в полной мере удовлетворить Всевышнего, и привести мир к раскрытию Машиаха, а нас привести, к практическому исполнению жертвоприношений – в Третий Храм.
(Основано на беседе Ребе в субботу главы “Ваикра”; “Ликутей Сихойс”, том 1.)
Источник: https://ru.chabad.org