Если бы кто-то решил непременно убедить нас в том, что Тора старомодна, то глава Торы “Ахарей” послужила бы ему хорошим аргументом. Она содержит библейское постановление об аморальности. Наш моральный кодекс, запрещенные половые связи, кто на ком может жениться и кто на ком не может – это все мы узнаем из этой главы.
Каждый год мы прочитываем этот же фрагмент днем в Йом Кипур. И из года в год в каждой синагоге мира кто-нибудь задает один и тот же вопрос: “Почему в Йом-Кипур, ребе? Разве нельзя было выбрать какой-нибудь другой раздел Торы вместо этого, где говорится о запрещенном сексе? Разве это подходит для чтения в синагоге в самый святой день в году?”
Резонный вопрос. И объясняют наши мудрецы, что это, на самом деле, самое главное испытание нашей святости. Самой сложной областью человеческого поведения, той, которая действительно испытывает нашу мораль, является не наше поведение в синагоге, а наше поведение в спальне. Достойно вести себя на публике гораздо проще, чем следовать моральным принципам в своей интимной жизни.
Старомодно? Еще как. В мире постоянно изменяющейся, относительной морали, где заключение гомосексуальных браков и доведение человека до голодной смерти отключением системы жизнеобеспечения стало нормой, Тора действительно кажется довольно устаревшей.
Законы, устанавливаемые человеком, всегда призваны соответствовать изменяющимся условиям и обстоятельствам. Если будет возведена новая скоростная трасса, власти могут ослабить ограничение скорости. Если возникнет дефицит бензина, те же самые власти могут решить устрожить ограничение скорости для того, чтобы понизить расход топлива. Человеческие законы постоянно подстраиваются под изменяющуюся реальность. Но Б-жественные законы постоянны, последовательны и вечны. Б-жественные законы регулируют аспекты морали. Ценности, этика, правильно-неправильно – это все вечные, неизменные вопросы. Люди сталкивались с этими проблемами с незапамятных времен. С пещерных времен и до ядерной эпохи важнейшие аспекты жизни по сути не сильно изменились. Вопросы моральных принципов, добра и зла, стояли перед людьми с самого начала. Каждый из нас в каждом поколении совершает определенные жизненные выборы. Эти вопросы вневременные.
И мы читаем о том, что прелюбодеяние было запрещено во времена Моисея и сейчас по-прежнему запрещено. Также как и кровосмешение. Но я совсем не удивлюсь, если те же люди, что сегодня агитируют за сексуальные свободы скоро начнут выступать за легализацию инцестов. А почему бы и нет? Если речь идет о согласии взрослых людей, то почему исключать близких родственников? Если мы встанем на этот скользкий путь, то больше не останется ничего невообразимого.
В конечно счете мораль не может быть установлена по результатам референдума. Нам совершенно необходим некий высший авторитет, который поможет нам разбираться с жизненными дилеммами, часто сбивающими нас с толку. В Египте и Ханаане извращения были приемлемы и даже популярны. В этой главе Торы Всевышний говорит своему народу, что Он ожидает от нас иного. Мы призваны быть святым народом, решительно отличающимся от других в этом самом трудном испытании нашей морали. Не важно, что законно и модно в Египте, Ханаане, Америке или Скандинавии. У нас есть свое собственное моральное руководство, наша собственная книга книг, не требующая правки или переиздания в новом веке. Потому что правильное – это правильное, а неправильное – это неправильное, и так будет всегда.
Один мудрый раввин как-то написал, что мы не должны путать “нормальное” со “среднестатистическим”. Раз в мире есть люди, к несчастью лишившиеся одной ноги, это значит, что у “среднестатистического” человека примерно 1,97 ноги. Но это не вполне “нормально”. У нормального человека две ноги. Когда Тора учит нас быть святыми и самобытными, она напоминает нам быть нормальными, а не среднестатистическими. Среднее может быть скорее посредственным. Просто будьте нормальным и сохраняйте свою еврейскую самобытность. Это может быть непросто. Это может быть политически некорректно. Вы вероятно будете непопулярны. Но вы останетесь верным вечным жизненным истинам. И в долгосрочной перспективе вы окажетесь правы.
Перевод Анны Каллер
Источник: https://ru.chabad.org/