Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Суд и убежище

21 августа 2020 / Главная / Иудаизм / Глава Торы / Книга Дварим / Шофтим / Уроки главы
search

Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих (Дварим 16; 18)

Глава Торы “Шофтим” начинается повелением: “Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих”. Это заповедь назначать судей, выносящих законодательные решения. Далее, в тексте главы, дается заповедь назначить города-убежища, в которых мог бы спастись убивший по ошибке.

Мудрецы говорят, что из слов Торы “во всех вратах твоих”, следует обязанность назначать судей и надсмотрщиков также и за пределами Земли Израиля. В отличие от этого города-убежища были только в Земле Израиля. Да, эти города предоставляли укрытие и убийцам, прибежавшим из-за границы, но за пределами Святой Земли невозможно было назначать города-убежища.

Цель – исправление

Сам тот факт, что мудрецы сравнивают заповедь о судьях и надсмотрщиках с заповедью о городах-убежищах, доказывает, что между ними есть определенная связь.

Связь эта достаточно простая: задачей судей и надсмотрщиков, равно как и городов-убежищ не было только наказание. Нет, их основной целью было очищение и исправление преступников. Действительно, судьи назначают наказание, а надсмотрщики исполняют, но делается это для того, чтобы очистить провинившегося от греха. Подобно этому и города-убежища предназначались для искупления греха. Сказали мудрецы Талмуда: “Изгнание искупает”. И под искуплением подразумевается очищение.

Не оставаться вне

Однако, притом, что и судьи и города-убежища призваны очищать и искупать, есть между ними существенная разница. Города-убежища – это место исправления и возвращения на пути Торы, и поэтому были они только в Земле Израиля. Земля Израиля символизирует Желание Творца (на иврите слова и “земля” и “желание” близки по составу своих корней). Тот, кто хочет вернуться на путь Торы должен соединиться с волей Творца и не оставаться за пределами Святой Земли (за пределами Желания Творца).

Зато судей и надсмотрщиков необходимо назначать и за пределами Земли Израиля. Мишна требует от судей: “Не суди своего товарища, пока не окажешься на его месте”. Если бы суды размещались только на территории Святой Земли, судьи не могли бы досконально разбираться в том, что произошло за ее пределами, где возникают совершенно иные проблемы. Поэтому суд должен был заседать и за пределами Земли Израиля, чтобы выносить свои решения согласно Законам Торы.

Найти в себе

Нечто подобное мы находим в историях, случившихся с Миттелер Ребе и Цемах Цедеком, когда им приходилось прерывать йехидут (аудиенцию) с пришедшими на прием хасидами. Во время таких бесед пришедшие часто обращались с просьбой указать им путь исправления того или иного свойства характера или дурной наклонности. Чтобы дать совет, Ребе должен был найти в себе самом нечто, хотя бы отдаленно напоминающее качество, которое надо было исправить. И вот случилось, что вопрос касался вещей настолько низких, что для Ребе оказалось невозможным найти в себе что-то, что хоть как-то перекликалось с предъявленной проблемой. Поэтому и пришлось прервать йехидут.

Точно так же и судья, лишь находясь в том окружении, в котором был подсудимый, может понять состояние человека, совершившего проступок. А тогда сможет судья найти и смягчающие обстоятельства, и судить по Закону.

(Пересказ беседы Ребе, опубликованной в “Ликутей сихот”, т. 2, стр. 380. Изложение р-на Давида Эльдина)

Оставить комментарий

Читайте также
11