Одна из заповедей, данных в главе “Кдошим”, – любовь к ближнему. Об этой заповеди рабби Акива говорит: “Это великий принцип в Торе”. А Гилель говорил: “В этом – вся Тора, остальное – коментарии”. Несомненно, эти два высказывания нетождественны: согласно Гилелю, любовь к ближнему приравнивается к соблюдению всей Торы, а по мнению рабби Акивы, лишь является ее важной частью. Рабби Акива жил много позже Гилеля, поэтому может возникнуть впечатление, что он, по сравнению с мудрецом, предшествовавшим ему, умаляет значение любви к ближнему.
Мидраш (“Брейшит раба”. 1:4) говорит, что желание Всевышнего избрать народ Израиля предшествовало Торе (не дарованию Торы, а самой Торе!). Таким образом, в определенном смысле Израиль предшествует Торе. С другой стороны, “Зогар” (3, 73а) говорит, что народ Израиля связан со Всевышним через Тору.
Корень душ народа Израиля, их источник, действительно выше и древнее Торы. Однако частные еврейские души, спускаясь в этот мир, уступают в святости Торе и могут “дотянуться” до Всевышнего только благодаря ей.
Эта двойственность порождает и двойственность в исполнении заповеди о любви к ближнему. Любовь одного еврея к другому сущностным образом связана с тем, что души их едины в корне своем (как ветви дерева, отстоящие порой друг от друга на многие метры, берут свое начало в едином корне и стволе). Исходя из этого единства, и установлена обязанность любить всякого еврея в равной степени, вне всякой связи с его достоинствами и недостатками, с мерой его праведности или веры. С другой стороны, все проявления каждой конкретной еврейской души связаны с Торой и заповедями и, разумеется, у каждого из нас свой уровень служения, свой потенциал, своя неповторимая индивидуальность. Поэтому и любовь к ближнему оказывается индивидуальной и ее проявления должны соответствовать состоянию конкретной души, как сказано в Мишне: “Люби людей и приближай их к Торе” (но не Тору к ним!).
Итак, рабби Акива говорит о практическом индивидуальном исполнении заповеди о любви к ближнему, что не тождественно всей Торе. Наоборот, исполнение заповеди на этом уровне базируется на восполнении недостатков данной личности, проявляющихся в неполном исполнении заповедей и постижении Торы. Гилель же говорит о любви к ближнему на идеальном уровне. На уровне общего корня душ, на уровне идеи Израиля (предшествующей идее Торы) любовь действительно охватывает собой всю Тору.
Сокращенное изложение р-на А.Фейгина