Каждый еврей, приехавший в Краков и интересующийся историей своего народа, просто обязан посетить район Подгуже — бывшее еврейское гетто. Безусловно, это будет не увеселительная прогулка и не приятное знакомство с историческими достопримечательностями. В отличие от еврейских гетто в Венеции или Жироне, краковское не может похвастаться ни сохранившимися с незапамятных времен старинными зданиями, ни таинственными двориками, якобы по сей день скрывающими древние клады, ни узкими мощеными выщербленной брусчаткой улочками. Этот район нельзя представить декорациями средневековых трагедий. Подгуже был создан с единственной целью — послужить декорацией для величайшей трагедии еврейского народа. И, увы, миссию свою выполнил…
Выйдя из Казимежа — уютного еврейского квартала со множеством магазинчиков, кафе и галерей – и перейдя на другой берег реки Вислы, я окунулась в гнетущую атмосферу оскароносных фильмов «Список Шиндлера» и «Пианист» (многие сцены из которых снимались именно здесь). Большинство зданий не изменились за прошедшие с момента окончания войны годы. В основном это двух- и трехэтажные каменные или кирпичные строения, когда-то имевшие более-менее респектабельный вид, некую декоративную отделку цокольных этажей и парадных. Сейчас они смотрятся буквально больными, облупившаяся штукатурка на стенах, как лишаи. Окна выглядят пустыми глазницами. Во дворах мусор и покосившиеся сарайчики со съехавшими крышами… Странно видеть в некоторых домах современные пластиковые окна и спутниковые антенны.
На некоторых зданиях размещены мемориальные таблички, рассказывающие о том, что здесь располагалось во время фашистской оккупации.
Немцы вошли в Краков в первую неделю октября 1939 года. Сразу же началось разграбление имущества евреев. Многих хватали и принуждали к труду на благо рейха. С 1 декабря 1939 года все евреи в возрасте от 12 лет обязаны были носить на правой руке белую повязку со звездой Давида.
Решение о создании гетто было вынесено 3 марта 1941 года, а к 30 марта все евреи Кракова обязаны были переехать в трущобы отделенного от города рекой беднейшего квартала Подгуже. Это переселение означало конец еврейского городка Казимеж.
Целью создания гетто было разделение на пригодных к работе и тех, кто впоследствии подлежал уничтожению.
Из примерно 68 тысяч иудеев, проживавших в Кракове до оккупации, в гетто оказалось 15 тысяч. Остальные либо сами заблаговременно покинули город, либо были убиты. Территория гетто состояла из 15 улиц с 320 домами. В каждой квартире ютилось по четыре еврейские семьи. Некоторые, кому не досталось крыши над головой, вынуждены были жить на улице.
В таких антисанитарных условиях начались болезни и эпидемии. Благодаря единственной на территории гетто аптеке «Под орлом» (здание, в котором она находилась, превращено в музей), принадлежавшей польскому фармацевту Тадеушу Панкевичу, жители могли приобрести хоть какие-то медикаменты и продлить свою жизнь. В знак признания заслуг по спасению евреев Тадеуш Панкевич получил титул «праведника мира» от администрации мемориального комплекса в Иерусалиме Яд-ва-Шем.
Гетто окружали стены, возведенные по приказу нацистов руками евреев-каменщиков. Причем строились эти стены в форме еврейских надгробий, что придавало особо зловещий вид и без того страшному месту.(Фрагменты этих стен можно увидеть и сегодня).Все окна и двери, выходившие на «арийскую» сторону, были заложены кирпичами. Попасть в гетто можно было только через четыре строго охраняемые входа.
20 июня 1942 года территорию гетто сократили наполовину. Фашисты проводили жестокую селекцию, оставляя только тех, кто владел нужными для Германии специальностями. Остальных же, включая членов семей выбранных рабочих, передавали для депортации или убивали. Так были расстреляны пациенты еврейской больницы, обитатели дома престарелых и дети из интерната.
13-14 марта 1943 года немцы ликвидировали гетто. Большинство узников были депортированы в лагерь Плашов, созданный на руинах еврейского кладбища в Кракове, меньшая часть отправлена в другие лагеря. Пожилые люди, больные, дети и их родители, отказывающиеся расставаться с детьми, были либо убиты на территории гетто, либо депортированы в Освенцим.
В память о жертвах Холокоста на площади Краковского гетто находится один из самых лаконичных и в то же время сильных по своему воздействию на зрителя мемориалов. По периметру и на самой площади установлено несколько десятков металлических стульев. Они напоминают нам о том, как в период депортации евреев в концентрационные лагеря фашисты выносили из домов и складывали здесь всю мебель, чтоб никто не мог спрятать в оставляемом жилище младенца. Большая часть узников гетто перед своей последней дорогой проходила это место, именно на этой площади их собирали нацисты.
Может, это прозвучит несколько пафосно, но, стоя среди оставленных своими хозяевами металлических стульев, я буквально слышала плач и стоны обреченных людей. Энергетика места такова, что скорбь и боль за своих соплеменников сжимает сердце.
Еще один впечатляющий и очень популярный среди посетителей Кракова памятник жертвам Холокоста находится в километре от района Подгуже. Это фабрика всемирно известного Оскара Шиндлера, превращенная в музей.
Оскар Шиндлер – германский промышленник, набиравший в гетто рабочих для своей фабрики эмалированной посуды. Став свидетелем жестокой депортации евреев в Плашов, Шиндлер проникся сочувствием и симпатией к узникам. Он приложил огромные усилия для спасения заключенных в лагере. Несмотря на это, 300 рабочих были отправлены в Аушвиц, и лишь его личное вмешательство спасло людей от гибели. Шиндлер вывез из Плашова 1100 евреев в построенный на его деньги лагерь в Бринлитце, чем спас их от уничтожения в Аушвитце. В 1944-1945 годы Шиндлер вывозил группами по 300-500 узников Аушвица в небольшие лагеря в Моравию, где они работали на текстильных фабриках. Также ему удалось спасти 30 человек из Гросс-Розена и 11 беглецов с поездов смерти. В 1945 году спас 120 евреев из Голечува, среди которых оказались его рабочие из Плашова и маленькие дети, над которыми проводились медицинские эксперименты под руководством доктора Менгеле.
Оскар Шиндлер спас от гибели в газовых камерах больше людей, чем кто-либо за всю историю войны.
Сегодня к дверям бывшей фабрики «Эмалия» почти всегда стоит очередь из желающих попасть в музей. Здесь детально представлена жизнь евреев в период оккупации 1939-1945 годов. Начинается экспозиция с предметов мирной довоенной жизни. На дворе 6 августа 1939 года, в Кракове проходит ежегодный парад, люди развлекаются в кино, делают памятные снимки в фотоателье. Я перенеслась в то далекое, пока еще спокойное, время: заглянула в комнаты обычного небогатого дома, осмотрела классы ешивы… До начала оккупации оставалось совсем немного времени.
В музее представлены документы о переименовании главной площади Кракова в честь годовщины оккупации, а также фотографии того периода. Здесь же представлены различные виды оружия нацистов.
Оригинально сделан вагончик трамвая, глядя в окно которого, если войти внутрь, можно наблюдать хронику тех лет.
В музее воссозданы зловещие стены гетто в виде могильных плит, на которых проступают, словно призраки, лица бывших обитателей этого скорбного места.
Пещерой разбойников из сказки «Тысяча и одна ночь» выглядит склад награбленных у евреев сокровищ, владельцев которых уже невозможно найти.
Увидела я и фрагмент каменоломни — одного из тех немногих мест, где разрешено было трудиться обитателям гетто. Тут же находятся и документы этих рабочих с особой печатью, дававшей разрешение на выход с территории гетто. Именно обладатели этих печатей спаслись от первой волны депортации в Освенцим.
Сохранилось помещение приемной и кабинет управляющего, где представлены образцы продукции фабрики.
Во дворе стоят тележки для транспортировки, далее раньше располагались цеха и бараки, где жили рабочие. Воссозданы интерьеры жилых комнат того времени. В гетто создавались отряды сопротивления, запрещенные предметы и бумаги прятали среди обычного скарба. Люди пытались наладить нормальную жизнь, несмотря на постоянную опасность: работала цирюльня, в районе открыли магазин и даже свадебный салон. Все это очень детально представлено в экспозиции.
18 января оккупации был положен конец, люди начали выходить из подвалов и убежищ, где они прятались все это время. Зайдя в тесные темные помещения, я смогла на себе ощутить гнетущий мрак этих убогих нор, впитавших страх и слезы их обитателей.
На выходе из музея размещены фотографии 1200 евреев, спасенных благодаря списку Шиндлера.
Праведник мира Оскар Шиндлер похоронен в Иерусалиме на христианском кладбище у стен Старого города на горе Сион.
Краковское гетто стоит в ряду тех мест, куда могут прийти потомки почтить память своих погибших в Холокосте предков и отдать должное их подвигу.
Автор: Сара Глезина