Глава “Вэзот-Абраха” завершает годичный цикл чтения всей Торы. Наши мудрецы говорят, что, взглянув на финал любой книги, можно с большой вероятностью понять внутренний смысл всего повествования. Так давайте вместе попробуем применить данное правило к “Книге Книг” – Святой Торе.
Перед вами последние слова Пятикнижия: “И не было более пророка в Израиле, подобного Моше, которого знал Б-г лицом к лицу, – по всем знамениям и чудесам, которые посылал его Б-г совершать в стране египетской… и по всем могучим деяниям, и по всем страшным свершениям, которые совершил Моше на глазах у всего Израиля”.
Даже невооруженным глазом видно, что свои заключительные фразы Тора посвящает величайшему из пророков Всевышнего, первому Ребе народа Израиля – Моше. Желая продемонстрировать читателю, насколько велик был этот человек, Тора перечисляет некоторые из его достоинств. Рассмотрим их в свете комментариев рабби Шломо Ицхаки (Раши).
Во-первых, в отличие от других пророков, Моше был настолько приближен к Б-гу, что мог говорить с Ним, когда пожелает; во-вторых, он принял скрижали завета от Всевышнего, как говорится, “из рук в руки”; в-третьих, он осуществил великие чудеса и могучие деяния во время сорокалетнего странствия евреев по пустыне; в-четвертых…
Вот здесь-то и начинается самое интересное: комментируя фразу “на глазах у всего Израиля”, Раши сообщает нам, что Моше разбил скрижали “на глазах у всего еврейского народа”, но Всесильный одобрил его поступок, сказав ему что-то вроде: “Разбил? Ну и молодец, что разбил!”
Но где же логика? Разве это не “компромат” на великого праведника? Ведь разбив священные скрижали Завета, полученные для еврейского народа в дар от Творца, Моше фактически оскорбил Всесильного. И то, что Б-г Милосердный простил его за это, не снимает ответственности с самого Моше.
Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, нам придется вспомнить всю историю разбивания скрижалей целиком. Пока Моше получал для евреев Тору на горе Синай, народ Израиля успел сделать себе золотого тельца. Вернувшись с горы, Моше разбивает скрижали, таким образом спасая свой народ от справедливого гнева Всесильного. Поясняя этот фрагмент в главе “Ки-Тиса”, Раши приводит притчу. Царь, отправляясь в заморскую страну, оставил свою невесту со служанками. По вине служанок пошла о ней дурная слава. Тогда ее опекун разорвал ее брачный договор, сказав: “Если царь велит казнить ее, я скажу ему: “Она еще не твоя жена”, – так как брачный договор уничтожен.” Так и здесь: Царь – это Всевышний; служанки – это великое смешение иноплеменников, вышедшее из Египта вместе с сынами Израиля; опекун – это Моше; а невеста – народ Израиля.
Выходит, Моше разбил скрижали не просто так, а ради спасения евреев, замешанных в поклонении золотому тельцу.
Но все же кое-что по-прежнему неясно: например, разве не является поступок Моше профанацией Торы и осквернением святости? И кто решил, что ради спасения кучки евреев (хотя и пошедших на поводу у язычников, но при этом действительно занимавшихся идолопоклонством) допустимо пожертвовать самым святым – Торой Всевышнего?!
Предполагая подобный вопрос, Раши там же приводит еще один комментарий, поясняющий причину разбиения скрижалей: “Если относительно пасхальной жертвы, – рассудил Моше, – которая является лишь одной из 613 заповедей Торы, Б-г сказал, что “всякий чужак не должен есть от нее”, где под “чужаком” подразумевается человек, отчуждающий себя от своего небесного Отца, то здесь, когда речь идет обо всей Торе, а весь народ Израиля – отступники, своими поступками отчуждающие себя от своего небесного Отца, неужели я дам им Тору?!”
Из этого комментария следует, что Моше разбил скрижали именно для того, чтобы защитить Тору от поругания.
Получается, что Моше одновременно спасает евреев от Торы и Тору от евреев…
Попоробуем поставить вопрос еще более остро – что важнее: народ Израиля или Тора?”
На первый взгляд, более важной является Тора. Ведь Тора – это “план” мироздания, как сказано: “Всевышний смотрел в Тору и творил мир”. Действительно, по мнению наших мудрецов, Тора предшествовала дням Творения – она “старше” евреев…
Но “старше” не всегда означает “важнее”, и наоборот! Взгляните в саму Тору: “Скажи сынам Израиля…”, “Говори сынам Израиля…” и т.д. – разве все эти фразы не означают, что на момент “написания” Всевышним Торы в Его реальности уже существовало понятие о еврейском народе! А стало быть, евреи “дороже” Торы!
Получается, что разбивание скрижалей ради спасения евреев – это не “компромат”, а совсем наоборот – большой “комплимент” Моше. И реакция Всевышнего: “Разбил? Ну и молодец, что разбил!” – это вовсе не слова прощения, дескать: “Ничего страшного!”, а прямое одобрение поступка Моше: “Молодец! Правильно понял систему приоритетов!”
Напомним, что главу “Вэзот-Абраха” читают в праздник Симхат-Тора, который знаменует завершение еженедельных чтений Торы в течение года. Апофеозом данного торжества всегда являются акафот – традиционные танцы со свитками Торы.
Название этого праздника можно перевести двумя способами: “Радость Торе” – так как евреи, завершив чтение последней главы Торы, рады тут же снова начать ее с первой главы; “Радость Торы” – так как в этот день евреи веселят Тору, танцуя с ней.
И в первом и во втором случае, именно народ Израиля является истинным “виновником” праздничного ликования, и абсолютно логично то, что в своих последних словах Тора сообщает нам, что евреи “дороже” даже самой Торы.
(Пересказ беседы Ребе, опубликованной в “Ликутей сихот”, т. 34, стр. 1165. Изложение р-на Якова Байтмана)