Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Уважать ли мне твой выбор?

19 июля 2020 / Главная / Иудаизм / Глава Торы / Книга Дварим / Дварим / Уроки главы
search
klass

Когда я последний раз летел в Израиль, у меня произошел инцидент. В новостях о нем нет ни слова. С самолетом, слава Б-гу, все в порядке. А дело было так. После еды и краткого отдыха я прошел по самолету и всем мужчинам, кто не дремал, кто не хамил и у кого мама была еврейка, я предлагал возложить тфилин. Все пассажиры – кто сразу, кто после некоторых препирательств – согласились, кроме одного. Это был молодой интеллигентный человек, коренной израильтянин. На мою просьбу и все доводы он отвечал вежливо, но очень твердо.

Его возражения сводились к двум утверждениям. Первое заключалось в том, что он служил в израильской армии, что, по его словам, гораздо важнее для еврейского народа, чем все это… Второе – в следующем: “Я уважаю ваш выбор, поэтому я попрошу вас уважать и мой выбор”. В ответ на первый довод у меня, побывавшего еще в советской армии, нашлись подходящие слова. А вот второй меня все-таки осадил.

Уважать выбор человека! Это действительно звучит красиво. Более того, эту фразу очень часто повторяют в качестве главного аргумента в пользу того, что все люди (носители разных идеологий) могут и должны жить в мире и согласии. Такова своеобразная аксиома нашего времени.

Как гласит еврейская мудрость, ах если бы я до был таким же умным, как моя жена после! Оказывается, мне надо было просто внимательнее читать начало пятой книги Торы, “Дварим”. А начинается она словами: “Вот речи, какие говорил Моше всему Израилю на берегу Иордана, в пустыне, в степи, против Суфа, между Параном, и между Тофелем и Лаваном, и Хацеротом, и Ди-заавом”. Под “речами”, здесь подразумеваются слова обличения еврейского народа за нарушение повелений Творца и проявленное малодушие в их исполнении. А в длинном перечне географических названий зашифрованы все места, в которых евреи проявили себя не с лучшей стороны.

Интересно получается: когда в Торе приводится целый список неблаговидных вещей про еврейский народ, то они не обозначаются прямо (точные наименования, имена участников, явки и пороли), а только легким намеком. Почему? Раши отвечает на этот вопрос одной фразой: “Из уважения к народу Израиля”.

Вот и получается, что в Торе осуждается выбор, а уважаются – люди!

Например, уважать выбор убийцы рецидивиста – я не могу! Но понять его обстоятельства и мотивы, которые стоят за его преступлениями, увидеть в нем силу духа раскаяния, поверить его добрым намерениям – возможно, что да!

Выбор всегда подразумевает возможность ошибки. Поэтому, если я уважаю чужой выбор, который противоречит моему, то это значит, что я не уважаю свой выбор.

Да, я отступил. Я не смог убедить молодого человека выполнить заповедь – возложить тфилин. Но я ничуть не уважаю его выбор в данной ситуации. Я уважаю его самого! Я уважаю его как еврея и верю, что рано или поздно его еврейская душа пробудится.

Оставить комментарий

Читайте также
11