Всевышний повелел Моше сделать на крышке Ковчега керувим (ангелов). Керувим не были изготовлены отдельно и потом прикреплены к крышке — они были сделаны из одного куска с ней. Они смотрели друг на друга, расправив крылья над Ковчегом.
Хотя вообще статуи изготавливать запрещено, ангелы на покрытии Ковчега составляют исключение, потому что они были сделаны по специальному повелению Всевышнего.
Что символизировали керувим? Ковчег, самая почитаемая из всех частей Мишкана, – символ Престола Славы на небесах. Всевышний повелел установить ангелов над Ковчегом на земле подобно тому, как Престол Славы на небесах окружен керувим. Поскольку Ковчег представляет Престол Славы, во время странствий его покрывали небесно-голубой шерстяной тканью, чтобы видевшие могли мысленно связать его с небесным Престолом. (Остальные принадлежности Мишкана тоже оборачивались в небесно-голубую ткань, поверх которой клали защитное покрывало из тахашевой кожи. Но Ковчег, наоборот, сначала покрывался кожей тахаш, а затем — небесно-голубой шерстью.)
Всевышний объявил Моше: «Моя Шехина будет пребывать между керувим. Всегда, когда Я заговорю с тобой, Мой Голос будет исходить оттуда».
Лица керувим напоминали лица двух детей — мальчика и девочки. Когда евреи приходили в Храм на праздник, то разделяющая завеса перед Святая Святых (парохет) раздвигалась. Тогда все могли видеть керувим, которые в этот момент обнимали друг друга. Священники возглашали: «Смотрите, как любит вас Всемогущий!» Но если сыны Израиля не выполняли волю Всевышнего, керувим отворачивались друг от друга.
Когда после разрушения Храма язычники вошли внутрь, они увидели, что керувим обнимаются. Разрушители издевались: «Так вот какими делами занимается столь великий народ!» И они стали презирать евреев.
Чудо керувим, которые обнимались в знак небесного одобрения и отворачивались друг от друга, когда Всевышний был недоволен Израилем, свидетельствовало об особом провидении Всевышнего по отношению к народу. Это чудо побуждало их к раскаянию. Но язычники, не понимавшие святости этого символа, толковали его на своем низменном уровне. Тот факт, что во время разрушения Храма керувим обнимались, требует объяснения. Предполагается, что Всевышний таким образом, показывал народу Израиля, что даже разрушение объяснялось Его глубокой внутренней любовью к ним. В Своем милосердии Он излил Свой гнев на дерево и камни и уберёг народ Израиля от уничтожения.
Многие предметы были спрятаны в тайники во время разрушения Первого Храма. Во Втором Храме их уже не было. Вот пять важных вещей, отсутствовавших во Втором Храме:
— Ковчег;
— Менора;
— Небесный Огонь, сходящий на Жертвенник;
— Дух Святости (который влиял на урим ветумим, чтобы отвечать на вопросы первосвященника);
— Керувим.
Царь Шломо пророчески предвидел, что построенный им Бейт Амикдаш будет опустошён. Поэтому он сделал в Храме тайные подземные помещения, где можно было бы спрятать священные сосуды. Перед разрушением Храма царь Йошияу приказал спрятать Ковчег в тайнике, устроенном Шломо.
Где находился тайник с Ковчегом? Во времена Второго Храма некий коэн, проходя по Храму, заметил, что одна из плит пола чуть выступает вверх. Он предположил, что нашёл подземный тайник, в котором спрятан Ковчег, и позвал своих товарищей, чтобы рассказать им об открытии. Но он умер ещё до того, как он начал говорить. Керувим на крышке Ковчега позволено войти всем ученикам, потому что Рабан Гамлиэль постановлял: ”Ученики, которые внутри не такие, как снаружи, не войдут в дом учения”. В тот самый день добавили несколько лавок в доме учения (изза большого наплыва учеников), и тогда пал духом Рабан Гамлиэль. Толкование Раши таково, что волновался Рабан Гамлиэль, как бы не наказали его свыше за то, что он мешал в своё время им входить. И спросил Ребе: «Что же на самом деле произошло, что заставило Рабана Гамлиэля изменить своё мнение и отступиться от своего изначального правила отдалить учеников, которые “внутри не такие, как снаружи”?» И ответил Ребе: «Когда пришли в ешиву ученики, “которые внутри не такие, как снаружи”, святость дома учения подействовала на них настолько, что изменилось их намерение, и Рабан Гамлиэль почувствовал это, поэтому и упал духом. И отступился он от своего мнения, что не позволял ученикам, которые “внутри не такие как снаружи”, войти в дом учения, потому что они преобразились и стали “внутри такими, как снаружи”».
Эфраим Альтшулер.
Источник: газета “Ахаяль” (Солдат), издаваемая школой для мальчиков “Хедер Менахем – Москва”.