В главе Торы “Ноах” речь идет не только о Всемирном потопе, но и о Вавилонской башне – не менее известной, но в то же время более загадочной истории, чем сам потоп. Именно с этим легендарным сооружением связан, например, тот факт, что народы мира сегодня говорят на разных языках и, как следствие, не всегда понимают друг друга. А вот с чего всё началось.
Люди, родившиеся после ужасной катастрофы, решили приложить все усилия, чтобы подобная ситуация не повторилась. Но как это осуществить? “Построим себе город и башню, чтобы не быть нам рассеянными по всему свету… и создадим себе имя”, – решили они. Ведь, рассуждая по-простому, потоп произошёл из-за людских грехов, грехи процветали из-за безнаказанности, причиной безнаказанности стало бессилие судей, а судьи потеряли контроль над обществом из-за того, что люди стали расселяться по всей земле. Однако, судя по наказанию, Всевышний не только не поддержал эту инициативу, но и выступил с категорическим осуждением строителей города и башни. Но почему? На первый взгляд, в деятельности людей не было ничего предосудительного. Но это – лишь на первый взгляд.
Грех строителей заключался в желании прославиться: “И создадим себе имя”. Их предшественники погибли от вод потопа, не оставив даже намёка о своём пребывании на земле. Новое поколение, вместо того чтобы бороться с причиной потопа, с упорством пьяного занялось переформированием его следствий: “Любой ценой оставить свой след в истории!” Именно этой цели служили все их стремления и старания. Именно ради этого они и начали строить Вавилонскую башню. По этой же причине поколение строителей башни названо нашими мудрецами “поколением раскола”. Когда каждый хочет “попасть в историю”, единством там и не пахнет. Нам с вами это очень знакомо: если еврей так хочет попасть в историю – то обязательно в неё попадёт. Чего только мы не строили: и коммунизм, и развитой социализм, и отдельную квартиру для каждой семьи к 2000 году, и ещё многое такое, о чём даже вспоминать не хочется. Но вдруг с удивлением обнаружили, что так и стоим на “обломках самовластья”, а больше написать наши имена просто негде.
Неужели история с башней нас ничему не научила?..
В Торе есть замечательное правило: Тора никогда не рассказывает просто интересные истории “дней минувших”; каждое слово в ней наполнено смыслом, актуальным в наши дни не менее, чем 4000 лет тому назад. Всякое событие, имевшее место в сфере материального, имеет ещё и духовный смысл. Объяснением этого смысла как раз и занимается хасидизм. Алтер Ребе – автор книги “Тания” и основатель движения Хабад – сравнивает каждого еврея с маленьким городом. За этот город сражаются два полководца – злое и доброе начала в душе человека. Стоит одному из них дать слабину, как второй тут же возьмет верх. Так вот, в этом “городе” действительно нужно построить “башню”, но не Вавилонскую, а Б-жественную. Поднять престиж Торы и молитвы, заповедей и добрых дел настолько, чтобы они были выше, чем потребности тела в одежде и пропитании – “башня должна возвышаться над городом”. Тогда действительно никто не войдёт в город и не выйдет из него без ведома хозяина.
Когда евреи строят Б-жественный город и башню в своих душах по принципам святости, им сопутствует двойной успех. Во-первых, этим мы выполняем волю и желание Творца, а значит, оправдываем сам факт собственного существования под небесами. Но это ещё не всё! Как второй результат нашей работы мы “создаём себе имя”, то есть, увековечиваем свои имена в еврейской истории. Такой истории, читая которую, нашим внукам не придется краснеть за нас.
Любавический Ребе сравнивает наше поколение с карликом, стоящим на плечах великана. Наши предки были великими евреями: это они пережили погромы, коллективизацию, чуму фашизма, борьбу с космополитами, чтобы дать жизнь нам. Это они навсегда погрузились в бездонные воды “всемирного потопа”, имя которому – ассимиляция. Исчезли, но дали нам право на жизнь. Ради чего? Хотя бы ради того, чтобы однажды своими глазами увидеть Землю Израиля, Иерушалаим, Храмовую гору. Ради того, чтобы наша “башня возвышалась над городом”.