Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Как строить Башню

22 октября 2020 / Главная / Иудаизм / Глава Торы / Книга Берешит / Ноах / Уроки главы
search
157402901

В главе Торы “Ноах” речь идет не только о Всемирном потопе, но и о Вавилонской башне – не менее известной, но в то же время более загадочной истории, чем сам потоп. Именно с этим легендарным сооружением связан, например, тот факт, что народы мира сегодня говорят на разных языках и, как следствие, не всегда понимают друг друга. А вот с чего всё началось.

Люди, родившиеся после ужасной катастрофы, решили приложить все усилия, чтобы подобная ситуация не повторилась. Но как это осуществить? “Построим себе город и башню, чтобы не быть нам рассеянными по всему свету… и создадим себе имя”, – решили они. Ведь, рассуждая по-простому, потоп произошёл из-за людских грехов, грехи процветали из-за безнаказанности, причиной безнаказанности стало бессилие судей, а судьи потеряли контроль над обществом из-за того, что люди стали расселяться по всей земле. Однако, судя по наказанию, Всевышний не только не поддержал эту инициативу, но и выступил с категорическим осуждением строителей города и башни. Но почему? На первый взгляд, в деятельности людей не было ничего предосудительного. Но это – лишь на первый взгляд.

Грех строителей заключался в желании прославиться: “И создадим себе имя”. Их предшественники погибли от вод потопа, не оставив даже намёка о своём пребывании на земле. Новое поколение, вместо того чтобы бороться с причиной потопа, с упорством пьяного занялось переформированием его следствий: “Любой ценой оставить свой след в истории!” Именно этой цели служили все их стремления и старания. Именно ради этого они и начали строить Вавилонскую башню. По этой же причине поколение строителей башни названо нашими мудрецами “поколением раскола”. Когда каждый хочет “попасть в историю”, единством там и не пахнет. Нам с вами это очень знакомо: если еврей так хочет попасть в историю – то обязательно в неё попадёт. Чего только мы не строили: и коммунизм, и развитой социализм, и отдельную квартиру для каждой семьи к 2000 году, и ещё многое такое, о чём даже вспоминать не хочется. Но вдруг с удивлением обнаружили, что так и стоим на “обломках самовластья”, а больше написать наши имена просто негде.

Неужели история с башней нас ничему не научила?..

В Торе есть замечательное правило: Тора никогда не рассказывает просто интересные истории “дней минувших”; каждое слово в ней наполнено смыслом, актуальным в наши дни не менее, чем 4000 лет тому назад. Всякое событие, имевшее место в сфере материального, имеет ещё и духовный смысл. Объяснением этого смысла как раз и занимается хасидизм. Алтер Ребе – автор книги “Тания” и основатель движения Хабад – сравнивает каждого еврея с маленьким городом. За этот город сражаются два полководца – злое и доброе начала в душе человека. Стоит одному из них дать слабину, как второй тут же возьмет верх. Так вот, в этом “городе” действительно нужно построить “башню”, но не Вавилонскую, а Б-жественную. Поднять престиж Торы и молитвы, заповедей и добрых дел настолько, чтобы они были выше, чем потребности тела в одежде и пропитании – “башня должна возвышаться над городом”. Тогда действительно никто не войдёт в город и не выйдет из него без ведома хозяина.

Когда евреи строят Б-жественный город и башню в своих душах по принципам святости, им сопутствует двойной успех. Во-первых, этим мы выполняем волю и желание Творца, а значит, оправдываем сам факт собственного существования под небесами. Но это ещё не всё! Как второй результат нашей работы мы “создаём себе имя”, то есть, увековечиваем свои имена в еврейской истории. Такой истории, читая которую, нашим внукам не придется краснеть за нас.

Любавический Ребе сравнивает наше поколение с карликом, стоящим на плечах великана. Наши предки были великими евреями: это они пережили погромы, коллективизацию, чуму фашизма, борьбу с космополитами, чтобы дать жизнь нам. Это они навсегда погрузились в бездонные воды “всемирного потопа”, имя которому – ассимиляция. Исчезли, но дали нам право на жизнь. Ради чего? Хотя бы ради того, чтобы однажды своими глазами увидеть Землю Израиля, Иерушалаим, Храмовую гору. Ради того, чтобы наша “башня возвышалась над городом”.

Оставить комментарий

Читайте также
11