Город Гранада расположился между холмами напоминающими раскрытый гранат, и так же как гранат наполнен зернами, наполнен достопримечательностями.
Еще две с половиной тысячи лет назад, когда этот район был заселен иберийскими племенами, здесь, согласно легендам, поселились жители Иудеи, оставившие родину из-за разрушения Храма. Мусульмане, приняв эту традицию называли город Гарнатат аль Яхуд – Еврейская Гранада.
Первые письменные свидетельства о еврейской общине относятся к 711 году, когда город был завоеван маврами и гарнизон состоял из мусульман и евреев.
Город начал укрепляться и перестраиваться. Период экономического подъема приходится на те времена, когда господство Кордовского халифата ослабло и в Гранаду хлынул поток еврейских и мусульманских беженцев из Валенсии, Севильи и Кордовы.
Во время правления династии Омейядов (929-1031) в Гранаде была одна из самых больших еврейских общин в Испании. В XI веке евреи были большинством в Гранаде и входили в управление городом и халифатом. Самой яркой фигурой этого периода, безусловно, являлся Шмуэль ха-Нагид – визирь и полководец.
После его смерти его должность визиря занял его сын, Йосеф. У него не было жизненного опыта и мудрости отца. Своим высокомерием и богатством он спровоцировал ненависть и зависть. Озверевшая толпа ворвалась в его дворец в субботу 30 декабря 1066 года. Дворец был взят штурмом. Йосеф убит и распят на кресте. Ему не помогло даже то, что эмир был многим ему обязан и отзывался о нем с уважением. После этого погромщики спустились в еврейский квартал и уничтожили около 4000 евреев. Спастись удалось немногим. У евреев очень коротая память и бесконечный оптимизм. Этот жуткий погром был не первым и не последним на территории Испании.
Вскоре евреи вернулись в Гранаду. И даже добились прежнего положения. А уже в 1090 году, во время завоевания Альморавидами – потомками Голиафа община вновь была уничтожена. И опять же восстановилась.
Именно в это время, в 1120 году в Гранаде родился Иехуда ибн Тиббон. Спасаясь от преследователей Альмохадов, которые требовали от евреев поголовно принять ислам он уехал в 1150 году в Люнель. Его друзья убедили его заняться переводами на иврит крупнейших произведений средневековых еврейских философов с арабского. Это труд Бахья бен-Йосеф ибн-Пакуда “Ховот ха Левавот” (Обязанности сердца), “Кузари” Иехуда ха Леви, и многое другое. В завещании своему единственному сыну Шмуэлю он пишет:
Я собрал, — говорит он, — большую библиотеку с тем, чтобы тебе не приходилось одалживать какую-либо книгу. Как ты видишь, большинство ученых бегают туда и сюда в поисках за книгами, которые они не в состоянии найти… Просматривай твои евр. книги каждый месяц, арабские — каждые два месяца, связки — каждые три месяца. Держи свою библиотеку в порядке, так чтобы тебе не приходилось искать книгу. Приготовь список книг каждого шкафа и поставь каждую книгу в надлежащий шкаф. Тебе следует позаботиться и о несвязанных, отдельных листках в твоих книгах, так как они содержат чрезвычайно важные вещи, которые я сам собирал и переписывал. Не теряй ни одного сочинения и ни одного письма, которые я тебе оставляю… Прикрывай свои книжные шкафы красивыми занавесками, охраняй их от воды с потолка, от мышей, от всего вредного, ибо они твое лучшее сокровище.
Евреи смогли вернуться в Гранаду только в 1232 году, оказав помощь династии Насридов, при которых Гранада стали столицей одноименного эмирата. Последнего арабского государства на территории Испании.
Именно сюда бежали евреи, ощутившие на себе всю тяжесть христианского фанатизма в 1391 году. Это было единственным местом в Испании где они могли спокойно исповедовать религию отцов, не ожидая очередных погромов и насильственных крещений.
В это время в Гранаде жил Саадия бен Маймон ибн Данан – выдающийся талмудист и поэт. Он исполнял обязанности религиозного судьи. После изгнания он уехал в Оран.
Но, опять же не долго продолжалась спокойная жизнь. 1 января 1492 года Гранада была взята католическими королями. Условия капитуляции включали личные гарантии евреям, рожденным в Гранаде и окрестностях. Им дали свободу выбора – они могли переселиться в другие районы Испании или в Северную Африку. Марраны (конверсос) вернувшиеся к иудаизму должны были покинуть страну в кратчайшие сроки.
31 марта 1492 года в Санта-Фе был подписан указ об изгнании евреев из Испании.
Путешественник, посетивший город в 1495 году, пишет, что еврейский квартал был снесен по приказу католических королей.
Альгамбрский эдикт был отменен диктатором Франко в 1968 году. 1 апреля (случайно выбранная дата?) 1991 года король Хуан Карлос I попросил прощения у евреев в синагоге Мадрида.
А в Гранаде…
Известно, где был снесенный еврейский квартал, там стоит памятник Ибн Тиббону. На памятнике написано: “Гранада – своему великому сыну, философу, врачу, патриарху переводчиков”.
А в прекрасной Альгамбре, воспетой Альбенисом и Гюго, двенадцать львов по прежнему поддерживают чашу фонтана, когда -то принадлежавшего Йосефу ибн Нагрелла.
И над всем этим витает мятежный дух растерзанного Федерико Гарсиа Лорка…
Читайте также