Согласно обычаю, завершая праздники месяца Тишрей, евреи говорят: “А Яаков пошел своим путем…”
Ивритское слово галах (“пошел”, “отправился”) намекает на “оставил”, то есть, отказался от всего предшествующего и перешел на новый, лучший, более угодный Всевышнему уровень служения.
Не может не вызвать удивления то, что даже ангелы, беспрекословно исполняющие волю Всевышнего, называны в Торе “стоящими”, а человек называется “идущим”! Как сказано у пророка Захарии: “Я поставил тебя идущим среди стоящих”. Но ведь и ангелы переходят со ступени на ступень. Однако, поскольку нет между этими ступенями большого разрыва, именно человек называется Торой мегалех – “идущим”, ибо только ему дано подниматься стремительно вверх.
Даже тот, кто находится на высочайшем духовном уровне, не может остановиться на нем, его “сегодня” и “вчера” должны быть несопоставимы. Он идет, “восходя к дому Всевышнего”, идет “своим путем” – бесконечным вертикальным путем приближения к Творцу. Путь этот может быть измерен расстоянием от одного из уровней человеческого духа до Всевышнего.
Миссия каждого человека в мире начинается спуском души в тело, который описывается выражением “с высокой крыши в глубокую яму”. Его задача – своим служением, движением от Земли к Небесам связать “глубокую яму” с “высокой крышей”, как сказал царь Давид: “К Тебе, Всевышний, душу свою вознесу”. Это – служение “снизу вверх”, ярко проявляемое в молитве. Служение “сверху вниз” – изучение Торы и исполнение заповедей (Мудрости и Воли Всевышнего), наиболее полно проявляется в исполнении заповеди “цдака” – бескорыстной помощи ближнему.
Никто из нас не может удовлетвориться тем уровнем, который он достиг в служении Всевышнему. Это касается как духа, так и пространства: наша работа не ограничена семьей, городом, страной. Духовный путь каждого должен простираться до самого удаленного уголка Земли, чтобы принести туда слово Владыки миров, и осветить самые темные углы вселенной “свечой заповеди и светом Торы”.
Изложение р-на А. Фейгина