Человек, который умеет благодарить, и с Б-гом построит хорошие отношения
Интервью с семьей Абы Давида и Эстер прошло в преддверии центрального еврейского праздника в память об Исходе евреев из Египта — Пейсах.
Считается, что история этого праздника должна быть рассказана детям так, чтобы каждый из них, независимо от возраста, характера и уровня развития, понял ее. Аба Давид большую часть своей жизни посвящает педагогике, поэтому я решила поинтересоваться историей праздника именно у него.
Какие темы будут затронуты в этом году на вашем Седере?
Аба: Одна из актуальных тем, которая на сегодняшний день меня трогает, так как я занимаюсь с подростками и молодежью, это передача ценностей и информации подрастающему поколению. В Пейсах есть уникальная заповедь, которая дается в Торе целых 4 раза: заповедь о том, что нужно прежде всего рассказать своему сыну о событиях Исхода из Египта. Люди много сил тратят на технические приготовления (наведение порядка в доме, приготовления праздничных блюд), но мало именно на духовную подготовку. Во время пасхальной агады, есть 4 сына, которые задают разные вопросы. Но один из сыновей никакой вопрос не задает. Его называют таким, который не умеет задавать вопросы. И на сегодняшний день, мы все, не побоюсь этого обобщения, такие сыновья, которые не умеют задавать вопросы. Мы мало чем интересуемся, сидим в своих гаджетах. А в прошлых поколениях люди спорили, философствовали на тему, каким человеком нужно быть.
Эстер, как проходит подготовка к Пейсаху?
Эстер: Очень расслабленно, потому что мы будем не дома. Нас пригласили в гости.
Аба: Выскабливаний, стирок, моек у нас не будет, зато у нас появилась хорошая возможность подготовится к празднику духовно, почитать больше о нем, проникнуться идеями.
Эстер: Я беру с собой много книг. Мы работаем вместе с супругом. Аба более опытный, он занимается с теми, кто уже «в теме», мой контингент – люди, которые только начали свой путь в иудаизм, девушки с проекта “женская еврейская квартира” под чутким руководством Иланы Ставропольской”.
Какие ваши любимые блюда в праздник?
Аба: Мы каждый Пейсах проводим на общественных седерах, которые проходят в разных общинах, ведем их для прихожан. Блюда, которые принято есть в эти дни заложены в самой истории праздника. Евреи уходили быстро из Египта, так что даже хлеб не успел заквасится, поэтому блюда Пейсаха предельно просто, скромны, но при этом не менее вкусны. Самый минимум: домашняя картошечка, яйца, салатики свежие. Больше природной еды, меньше заводской.
Эстер: Примерно так выглядит и наше меню. Есть такая пасхальная шутка:: «Давайте пожалеем сейчас тех, кому в этот праздник нечего есть. Давайте пожалеем ашкеназов».
Аба: Я ашкеназкий еврей, жена горская еврейка.
Эстер: У нас разная кухня, но нам это абсолютно не мешает, так как мой муж, например, очень любит мясо,и хорошо что в Пейсах есть мясо не возбраняется.
В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя. Кто-то дарит цветы, кто-то украшение, а чем вы удивляете и радуете свою супругу?
Аба: Это любимая фраза моей жены, когда я поздно прихожу с работы или уставший. Я человек мало эмоциональный, но считаю, что главное в супружеских отношениях, это внимание. Иногда просто посидеть с ребенком и дать жене поспать, это уже подарок и внимание. Я дарю цветы, перед праздниками, но постоянно это плохо, чтобы не привыкала (смеется). Мне важно, чтобы жена получала, то что она хочет, а для этого я должен зарабатывать.
В чем секрет вашего шалом-байта?
Эстер: Мой муж однажды хорошо пошутил на эту тему, сказал, все потому что он очень много работает (смеется).
Або: В любом браке есть конфликты и ссоры, вопрос в том, как ты умеешь разрешить конфликт. У каждого свой темперамент, мнение, эго, но нужно уметь идти на компромисс. И мы уступаем друг другу.
Эстер: Я его увидела на свадьбе наших общих знакомых и подумала о том, что было бы хорошо выйти за него замуж. Он был ортодоксальный, а я просто, как говорят, “традиционная”. Я думала, что он вряд ли посмотрит на меня. Но мои подруги подошли к шадханит без моего ведома, и она предложила Абе меня. Аба согласился на шидух. Все это было очень волнительно и ни на что непохоже.
Аба: Я был достаточно молод и никуда не спешил, у меня не было четких планов и поэтому в момент шидуха, я просто пришел пообщаться с приличной девушкой, и только потом это перерастало в серьезные чувства.
Какие традиции и привычки есть в вашей семье?
Аба: Это все очень круто звучит, проводить время вместе, но у нас на какие-то совместные занятия крайне не хватает времени. Пока у нас получается только раз в месяц выйти в какой-то ресторан перекусить или посетить какую-то культурную программу.
Эстер, как вы пришли к вере?
Эстер: Я начала ходить в религиозную школу «Махон Хамеш» в Москве. До этого я жила 16 лет в Дагестане, мама мне подсунула брошюрку школы, я пошла учится и поначалу это была шоковая терапия. Тогда мне было 16 лет, а у подростков силен дух противоречия. Со временем, взрослея, и прикипела к традиционному образу жизни. Сама идея шабата и кашрута стала близкой. Ты выбираешь, что поесть, не относишься к этому неразборчиво. И шабат, один день полного отдыха без телефонов и дел, даже не принимая религию в счет, это очень разумно. Если вы обратите внимание на информационные ресурсы, они советуют делать то же самое. Опытные коучи говорят, что раз в неделю нужно брать тайм-аут, отдыхать.
С чем связан тот факт, что у вас в быту одно имя, а в общине другое?
В детстве я была Ирина, но родственники иногда называли меня Эстер, это имя моей прабабушки. В 18 лет я “официально взяла” имя Эстер при чтении недельного отрывка Торы Старые друзья или знакомые называют меня “обычным именем” но есть в моем окружении и те религиозные люди, которым важно называть меня еврейским именем, для них я – Эстер. Если говорить языком метафор, для меня мое еврейское имя – это семейный достояние, некое сокровище
Аба, расскажите про проект «Энерджу»?
Аба: Это проект для подростков 13-17 лет, я веду его в Москве. Он существует на всем постсоветском пространстве. Цель проекта — передать еврейские ценности подрастающему поколению, научить ребят инициативе. Они задают вопросы, мы — педагоги на них отвечаем. Это одна большая семья, и мы стараемся привлекать молодежь в общину. То место, которое объединяет наш народ, место куда можно просто прийти и пообщаться, иногда помочь друг другу.
Эстер, расскажите про вашу работу в фонде «Ор Авнер»?
Эстер: Я в этом проекте отвечаю за «вспомогательную сторону», ищу людей для создания сайтов, формирую технические задания для дизайна брошюр и тд.
Аба: Эстер так же отвечает на письма и запросы от маленьких общин, евреев из небольших городков и поселков, что касается духовного образования или других вопросов, с которыми им надо помочь.
Аба, у вас на фэйсбуке есть картинки нарисованные ручкой и высказываниями из Торы? Расскажите об этом?
Аба: Прежде всего про соцсети, хоть в современном мире SММ — хороший инструмент для рекламы, любой, включая образовательную, я на своем телефоне поставил приложение, которое считает сколько времени в день я провожу в социальных сетях. Я ужаснулся увиденному и теперь советую это приложение каждому. Время, потраченное на любые гаджеты, всегда будет в ущерб более важным вещам.
Я веду занятия по недельной главе Торы, это для новичков. Проходят занятия в общине «Среди своих» (одна из Московских общин). На этих занятиях у меня появляются люди, которым удобно конспектировать, рисуя. В фейсбуке вы видели зарисовки моих учеников, глядя на них можно понять, какая тема особенно глубоко затронула ученика. Кроме того, один из моих проектов, это подготовка к бар-мицве, приходят разные дети, я пытаюсь найти подход к каждому. Был мальчик, который не очень хорошо усваивал информацию, тогда мы с ним начали практику зарисовок, и он в кратчайшие сроки усвоил весь необходимый материал. Я большой сторонник неформального образования.
Считается, что евреи самые умные люди на земле? Согласны ли вы с этим?
Аба: Нет, потому что не все. Люди независимо от национальности умные или нет. И к возрасту это тоже не относится. Я как-то слышал высказывание одного очень мудрого человека, что старость — не показатель мудрости, я считаю что и мудрость или есть или ее нет. С годами она не придет, если ничего для этого не делать.
Что нужно делать для поддержания иудаизма и регулирования отношений с не евреями?
Аба: Вопрос глобальный и сложный для решения. Ответ простой. Любая конфликтная ситуация возникает из-за недопонимания, если обе стороны готовы «понять», конфликт легко урегулировать. Если нет, то — нет. И тут неважно, евреи с не евреями, математики с физиками или кулинары с шеф-поварами. Чем шире у человека кругозор, тем менее он конфликтен. Но я только «за», чтобы люди узнавали, кто такие евреи и их историю.
Что изменилось в вашей семье, когда вы стали родителями?
Эстер: Это перезагрузка, ты становишься другим человеком. Наша дочь Хава для меня все, то за кого ты ответственен 24/7, и даже шабат тебе не поможет от этого убежать. Она ходит в садик, там закладывается и религия, и образовательные процессы. Этот садик – находка, так как ребенок в свои два с половиной года, может петь 12 отрывков из Торы – они мелодичны, плюс они там учат тематические песни к праздникам.
Аба: У нас нет распределения, кто сколько времени проводит с ребенком, главный вопрос внутри нас должен быть: «Достаточно ли времени я посвящаю своему ребенку?!». Сейчас у нее только-только закладываются основы, и она просто перенимает поведение родителей, поэтому мы следим за собой. Одно из первых слов, которое Хава начала говорить – «спасибо». Это основа не только религии, но и прежде всего – основа культурная, чтобы выстраивать правильные отношения с другими людьми. Человек, который умеет благодарить, и с Б-гом сможет построить хорошие отношения.
Аба, вы 10 лет жили в Израиле, расскажите об этом?
Аба: Я приехал в Израиль в 13 лет, вырос там и сформировался как личность. И Израиль – это единственная страна гражданином которой я являюсь как ментально, так и этнически. Я прошел далеко не классический для израильтянина маршрут. По приезду я целенаправленно хотел получить классическое еврейское образование, учится в ешиве, родители меня поддержали, хотя я выходец из светской семьи. Как только я закончил ешиву, то приехал первый раз в Москву, чтобы заниматься детским образованием в школе «Месивта», потом я уехал снова в Израиль и отслужил в армии в боевых частях в ортодоксальном подразделении 3 года. Потом снова приехал в Москву, чтобы продолжить образовательную миссию, встретил Эстер и остался.
Эстер: А у меня в Иерусалиме живут родители. Это очень спокойный город, аутентичный и загадочный.
Аба: Это единственное место на земле, которое у меня вызывает очень сильные эмоции!