Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Еврейское происхождение – это мое служение

02 апреля 2020 / Главная / Jewrnal / Мужской клуб
search
02-04-2020

Изучая историю антисемитизма, я наткнулась на очень любопытный фильм «Длинная ночь Менахема Бейлиса». О деле Бейлиса мне было известно очень много, фундаментальную монографию о кровавых наветах на евреев написал мой научный руководитель Леонид Кацис. Но просмотренный фильм был скорее не об антисемитизме, а о судьбе еврейского народа в целом. Я решила познакомиться с создателем «Длинной ночи…», тем более, что в фильмографии режиссера данная картина оказалась неединственной на еврейскую тему. Режиссером фильма оказался Григорий Львович ИЛУГДИН, лауреат многочисленных кинофестивалей, руководитель холдинга «МИРИАМ МЕДИА».

Григорий Львович, у вас такая необычная фамилия Илугдин. Расскажите, кто были ваши родители, и откуда родом семья?

Я родился в Риге, где жили родители моей мамы. Илугдин – это фамилия отца. Как мне удалось выяснить, по отцу мои близкие предки происходят из Белоруссии, более дальние – скорее всего, из Австро-Венгрии. 

Что для вас значит ваше еврейское происхождение?

Я бы назвал это служением, ведь таким образом я отдаю некую дань памяти. Вся семья мамы погибла в нацистских концлагерях. У меня есть несколько картин на еврейскую тему. Хотя я каждый раз зарекаюсь, что больше таких фильмов делать не буду, все равно снова и снова возвращаюсь. Так было с «Длинной ночью Менахема Бейлиса», так было и с «Репризой», и с «Пиком Бабеля», премьера которого состоялась в ноябре прошлого года в Москве, в Еврейском музее и Центре Толерантности.

Расскажите, пожалуйста, о вашем фильме «Длинная ночь Менахема Бейлиса».

Для меня это одна из самых личных и автобиографических картин. В 1989 году мои родители репатриировались в Израиль. Тоскуя по ним, я понял, что мы все оказываемся перед сложнейшим выбором: уехать навсегда или остаться здесь. Ведь быть евреем в нынешних условиях – миссия. И в 1989 году моя ассистентка нашла в красногорском архиве чудом сохранившиеся кадры дореволюционного фильма о деле Бейлиса. И посмотрев их, я понял, что хочу сделать картину с одной стороны об этом процессе, с другой – о судьбе поколения, которое столкнулось с этим вопросом. Ведь каждый раз такие вещи заставляют нас спрашивать себя: «Кто я и зачем живу на этой грешной земле?» –  как пел Окуджава. В этом фильме мне показалось, что я ответил на этот вопрос.

02-04-2020-1Смотря этот фильм, я поверила, что постановочные кадры – настоящие…

Не вы одна так подумали. После создания фильма я получил письмо от американского режиссера Стивена Спилберга. Он тоже решил, что мы нашли дореволюционный фильм целиком и вставили его целиком в картину. Постановочные кадры мне были нужны для того, чтоб приблизить ощущение реальности всего происходящего, что эта история никуда не делась. И таким образом, процесс Бейлиса становится некой метафорой Б-жьего суда, который происходит в душе каждого человека. Не случайно в фильме герой читает отрывок из трагедии Шекспира «Гамлет» – знаменитый монолог «Быть или не быть». Это картина о нравственном выборе, о выборе, который делает каждый человек. Дело даже не в том, уезжать или остаться, а скорее о том: что «благородней духом покориться или поднять оружие против моря бед»?   

У меня сложилось ощущение, что каждый ваш фильм – это некий палимпсест…

Именно так я и работаю над картиной. Любой фильм должен содержать как что-то понятное всем, так и множество пластов. Смотря картину, зритель добирается до определенной глубины, и таким образом превращается в соавтора, в творца картины. Возвращаясь к еврейству, это можно сравнить с аллюзиями в Талмуде, когда каждый отрывок содержит в себе скрытые цитаты и отсылки на Писание, которые понимали далеко не все. Так и мои фильмы содержат в себе такие же аллюзии, а прочесть их все уже дело зрителя. И только так возможен постоянный диалог с тем, кто смотрит, ради которого и делается кино.

Последнее время все говорят, что уровень кинематографа падает. Вы так не считаете?

Мне кажется, это не зависит от времени. Безусловно, нынешний уровень кинематографа становится более упрощенным. Но на премьеры моих фильмов приходит очень и очень много людей. Однажды у нас случился технический брак. В течение получаса мы с одним из соавторов фильма развлекали зал как могли, пока моя ассистентка настраивала систему для показа фильма. Так вот, никто из сидевших не встал и не ушел. Значит, мы делаем действительно качественное кино, которое интересно зрителю.

Как вы справляетесь в нынешних условиях? Не чувствуете ли вы творческий кризис?

Я по натуре очень энергичный человек, и самое страшное для меня- это состояние неподвижности. Важно что-то делать. Поэтому находясь в условиях самоизоляции, я продолжаю работать, придумываю будущие картины.

Что вы пожелаете нашим читателям?

Не болеть и помнить, что в любых условиях надо жить.

 

Автор: Екатерина Митина

 

На фото: автор сценария Анатолий Вайнтшейн и режиссер Григорий Илугдин в мастерской Владимира Янкилевского во время съемок фильма “Неистовая Дина Верни”

 

 

Читайте также

Медиа

Александр Борода: борьба с ксенофобией по-прежнему остается на повестке дня

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • rikc-banner-300
  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)

Мы в соц. сетях

11