Кому больше всего нужен отпуск? Ответ очевиден: тому, кто работает на самой утомительной работе. Если мы зададим этот вопрос встречным, большинство людей, вероятно, укажут на себя, ведь большинство людей уверены, что именно они работают больше всех и на самой тяжелой работе. Однако мое мнение твердо: самая утомительная работа – это работа педагога. Я знаю это по личному опыту и по разговорам с коллегами. Не зря же каникулы в образовательных учреждениях такие длинные. Не для детей они нужны, а для учителей, чтобы они восстановили силы, которые будут без остатка отдавать детям в следующем учебном году.
Однако в религиозных учебных заведениях летние каникулы минимальны. Они начинаются накануне 9 ава, и закончатся к началу месяца элул. Три недели. Педагоги хейдеров и ешив нуждаются в отпуске и смене обстановки, им нужно набраться сил, но они знают и ценят свою святую роль – воспитывать следующее поколение, и поэтому довольствуются коротким отпуском.
Мой брат, работающий педагогическим координатором в нескольких хедерах и школах, рассказал мне на этой неделе, что несколько дней назад его пригласил директор большого хедера на юге Страны Израиля. Этот хедер на каникулах устроил день повышения квалификации: «Мы хотим подготовить себя к лучшему проведению уроков в следующем учебном году». Вместо того, чтобы думать об отпуске, экскурсиях, развлечениях и отдыхе, учителя ищут способы, как больше дать своим ученикам. «О чем же ты с ними говорил?» – спросил я брата.
«О потере интереса к учебе». И это касается не только старших классов, потеря интереса идет с младших классов. Что же делать? Есть английская поговорка: «Дай человеку рыбу – он будет сыт один день, дай ему удочку и научи его рыбачить – он будет сыт всю жизнь». Наша задача, задача педагогов – не только «кормить рыбой» учеников в классе, а сделать их заядлыми, увлеченными рыбаками. Давать навыки для учебы и обретения мудрости, а не просто передавать им знания.
Это, в сущности, понятно, но как превратить наши уроки из «рыбы» в «удочку»? Ответ тоже прост. Педагогу нельзя надеяться на то, что «текст вывезет». Перед каждым уроком, заранее, нужно подумать: как я вовлеку учеников в переживание изучаемого текста? Как я дам им понять, что написанное в древних книгах актуально для них, здесь и сейчас?
Ведь это очевидно: Тора – это Тора жизни, значит, она имеет отношение, касается нашей обычной жизни, всех ее аспектов. И почему бы это не показать? Зачем скрывать глубинную связь Торы и нашего «здесь и сейчас», не лучше ли ее обнажить и дать ученикам ощутить ее?
А что это означает? Любой текст, любая тема может сопровождаться связью с повседневностью, с актуалией, с еврейской историей, с нашими надеждами. Если ученик будет мысленно обходить вокруг храмового жертвенника, несущего искупление народу Израиля, он с удовольствием будет учить несколько глав книги Ваикра или трактата Звахим. Если ученик представит себе, что он сидит рядом с великим равом в бейт-дине талмудической эпохи, если он услышит шум спорящих мудрецов, доводы истцов и ответчиков, если он представит себе плащ, за который держатся двое, или посланца, идущего совершать кидушин, или хозяина земли, приведшего на суд арендатора… он и не заметит, как выучит целый лист гемары.
И это верно также для родителей, от которых в основном зависит воспитание детей. Вы сели с сыном или дочерью повторить материал? Сделайте так, чтобы эти минуты превратились в увлекательную экскурсию в мир, скрывающийся за страницами Торы!
Читайте также