Ах, Севилья… Из тех городов которые представлялся мне совершенно другим… Цирюльников мы не встретили, в собор не попали, Алькасар как Алькасар, а вот Еврейский квартал безусловно хорош! Но, сначала несколько слов об истории города.
Согласно легенде, город был основан Гераклом. Он расположен в плодородной долине на берегу полноводной реки Гвадалквивир. Когда-то здесь возникло финикийское поселение Сефеле (от ивритского слова Шфела – Долина). Сразу возникает вопрос, были ли те финикийцы евреями? Об этом история умалчивает. Во втором веке до нашей эры римляне основали город Испалис, ставший со временем римской колонией. Неподалеку находился город Италика, в котором родился император Траян и снимали “Игру престолов”. В 590 и 619 в городе прошли церковные соборы. В 712 году город завоевали арабы. В 1248 году город был завоеван христианами. Золотой век наступил после открытия Америки. В то время в Испании говорили: “Кто не видел Севилью, не видел чуда”. В XVII веке значение города снизилось: бежали от инквизиции насильственно крещенные мусульмане – морискос, произошла эпидемия чумы, обмелела и перестала быть судоходной река. В 1929 году в Севилье прошла Международная выставка “Ибероамерикана”, в 1992 году бурно отмечали 500 лет открытия Америки.
Относительно еврейской истории города , есть предположение что евреи поселились здесь уже в XI веке до н.э. Это предположение основано на идентификации Севильи с библейским городом Таршиш. А дальше, срабатывает схема: “хотите знать кто еврей, спросите у антисемита”. В период вестготов архиепископ города Исидор активно полемизирует с евреями. Другой исторический источник описывает еврейскую стражу собранную в 712 году для защиты города.
Под мусульманским управлением евреи жили достаточно спокойно до завоевания Андалусии Альмохадами, как и в других городах это привело к насилию и погромам. Христиан в 1248 году еврейская община встретила с распростертыми объятиями. Около двухсот еврейских семей Севильи безусловно процветали, им выделили землю, частично освободили от налогов.
Поворотный момент наступил с появлением в Севилье архидьякона Фернандо Мартиноса. Будучи главным викарием архиепископа Севильи он стал активно преследовать евреев, призывать к погромам. Сумасшедший фанатик не подчинился требованиям архиепископа и папы Римского прекратить свою деятельность. В декабре 1390 года несколько синагог Севильи были разрушены и осквернены чернью, вдохновленной проповедями Мартиноса. Евреи обратились за помощью к королю, и он приказал сместить Мартиноса с должности, запретить ему проповедовать, а синагоги восстановить за счет погромщиков. Но, власть не вечна! Король умер, а Мартинос продолжил свою безумную игру.
В 1391 году обезумевшая толпа, провоцированная Мартиносом ворвалась в еврейский квартал и устроила резню. Было убито около 4000 человек. Община была практически уничтожена, синагоги превращены в церкви. На улице Калле Де ла Сусона, показывают дом, на подоконнике одного из окон которого, согласно легенде много лет стоял череп девушки Сусоны (Шушаны). Про эту барышню есть две истории – одна про то, что она руководила восстанием конверсос против инквизиции и погибла, другая – как любят в Испании, про несчастную любовь еврейской девушки и христианского парня. Парень предупредил возлюбленную о готовившихся погромах. Но, в результате погиб сам, а она сошла с ума, крестилась и завещала после смерти отрубить ей голову и поставить ее на подоконник.
Из Севильи погромы пожаром распространились В Толедо, Бургос, Валенсию, Кордову и Барселону. В общей сложности погибло около 50 000 евреев. Многие выжившие были насильственно крещены. Им был опробовано добровольно-принудительное крещение.
Мартинос был арестован в 1395 году, но вскоре его освободили. Он умер, почитаемый “святым”.
В 1480 году в Севильи был учрежден первый трибунал, преследовавший людей, тайно исполнявших еврейские обряды. Папа одобрил назначение великим инквизитором Кастилии и Арагона Торквемады, который и завершил дело преобразования испанской инквизиции.
В 1483 году евреи Андалусии были изгнаны. “Еврейский вопрос” был решен. Интересно, что евреи других районов страны, видимо, старались этого не замечать. По принципу, нас не коснется.
Что, связанного с еврейской историей, можно увидеть в Севилье в наши дни?
Квартал Санта – Круз – еврейский квартал, дает представление о том, как выглядели еврейские кварталы Андалусии в XV веке.
Церковь Санта Мария ла Бланка, бывшая синагога, в свое время построенная на месте вестготской церкви.
Церковь сан Бартоломео, тоже, видимо была синагога.
Есть маленький сефардский музей с очень общей информацией об иудаизме.
В соборе, где похоронен в том числе Х.Колумб, есть надпись на иврите с датой смерти короля Фернандо III по еврейскому календарю. В сокровищнице собора хранятся серебряные ключи данные евреями королю. На них две надписи на иврите “Б-г откроет, Царь войдет” и “Царь Царей откроет, Царь земли войдет”.
В Археологическом музее выставлены две печати, принадлежавшие евреям, жившим в Севилье в XII веке, а в Архиве Индии – копия труда рава Авраама Закуто, который использовали в своих плаваниях Христофор Колумб и Васко де Гама.
Еврейской общины сегодня в городе нет. Постоянно проживают около пятидесяти евреев, выходцев из Марокко и Южной Америки.
Интересный факт. Еврейские фамилии, включающие в себя слог “Швилли”, зачастую говорят не о грузинском происхождении их владельца, а о происхождении его предков из Севильи.
Читайте также