Мы слушаем известного российского еврейского певца. У него богатый репертуар ностальгических песен, некоторые из которых знакомы более, некоторые – менее, а некоторые помнят только пожилые. Но даже те, кто не понимает идиш, не могут остаются равнодушными к мелодиям прошлого.
«Ломир але инейнем, инейнем», — начинает он старую мелодию, но продолжает несколько по-новому: «Реб Ицхак мекабел поним зайн…» «Давайте все вместе встретим реб Ицхака…» И все поворачиваются к раву Ицхаку Когану, отвечающему всем улыбкой. «Ломир ал’инейнем, тринкен а глезеле вайн» – «Давайте все вместе выпьем бокал вина», и все пьют лехаим.
В вечер Пурима мы были приглашены раввином Коганом на праздник в синагогу на Большой Бронной, переполненную гостями. И еды было полно, и питья, и радости! Я не мог не вспомнить о встречах тридцатилетней и более давности с раввином Коганом, его друзьями и сподвижниками, только что приехавшими в Израиль из Москвы или Ленинграда, Харькова или Бердичева. Это были яркие, и на своих фарбренгенах они приветствовали каждого нового репатрианта этой песней: «Ломир ал’инейнем Саша мекабел поним зайн…»
Уже почти полночь, завтра напряженный «рабочий» день шалиаха. Я спускаюсь вниз, заглядываю на первый этаж синагоги и вижу молодого человека, читающего – в который раз за сегодня? – свиток Эстер двум только что пришедшим евреям…
Читайте также