Злиться тоже надо учить

14 октября 2016 / Главная / Женский клуб / Женский клуб
search
detskiy-gnev

 

Гнев сильное чувство, он неизбежен, он дает нам понять, что что-то пошло не так, что-то происходит не так, как мы хотим. На гнев, как и на другие чувства можно ориентироваться, чтобы лучше понять себя и других. Гнев необходим нам, чтобы защитить нас в случае опасности. Однако все чему нас учат в детстве, а мы соответственно учим своих детей, это скрывать, сдерживать, подавлять, а лучше вообще не чувствовать свой гнев. Такое обращение с ним может привести к появлению обиды, как социально приемлемой замены, а заодно и способа манипуляции. Также подавление гнева может привести к тому, что ребенок так и не научится постоять за себя и всю жизнь будет стараться быть «хорошим» и жить в угоду другим. Может случиться так, что игнорируя гнев, ребенок начнет игнорировать и другие эмоции, что может стать серьезной проблемой в дальнейшем. 

Итак, если гнев не надо игнорировать и вытеснять, что же с ним делать? Не разрешать же малышу крушить все вокруг, ругаться на родителей, бить братьев и сестер и одноклассников? Конечно нет. Злиться тоже надо учить. 

И первое, что важно знать, эмоции не надо копить и сдерживать, если эмоцию просто прожить, она пройдет, а если ее тормозить, она останется с вами надолго. 

Так, первый шаг: Чувство (в данном случай гнев или злость) надо назвать вслух. Это во-первых, помогает понять, что же на самом деле ребенок чувствует, а во-вторых, дает право на это чувство. А нам как взрослым, дает информацию о том, что произошло, ведь чувство не берется ниоткуда. 

Шаг второй: Выразить понимание чувств ребенка, присоединиться к этим чувствам. Мы часто проскакиваем этот этап, стараясь утешить или вразумить ребенка, а он это воспринимает, как непонимание или непринятие его чувств, а значит в дальнейшем будет менее охотно делиться ими. Присоединиться к чувствам можно сказав что-то вроде: «Ты кажется так зол, что готов порвать эту тетрадку/поколотить сестру» и тп в зависимости от ситуации. Реагируя так, мы как бы сообщаем ребенку, что готовы его услышать и помочь. А ведь на самом деле вы все прошли через это, так что достаточно просто вспомнить свой опыт, и вам не составит труда правильно отреагировать на чувства вашего чада. 

Шаг третий: Злость необходимо выразить. И сделать это надо телесно. Можно порычать, сжимая кулаки и топая ногами, можно взять карандаши, а лучше восковые мелки и нарисовать свой гнев, можно поколотить подушку. Лучше всего делать это вместе с ребенком, чтобы он не испытывал неловкости, что злится один. Таким образом снимется как физическое, так и психологическое напряжение. 

И наконец, шаг четвертый, заверщающий: Обсудите с ребенком то, что случилось и вызвало гнев. Теперь, когда ребенок спокоен, вы можете вместе проанализировать ситуацию и найти выход из нее. Ведь очень часто причиной такого сильного гнева у детей является собственная неуверенность в себе, желание быть лидером, которое не удается реализовать или реальное ущемление его прав кем-то. Во всех этих случаях надо работать с причиной, а не просто подавить реакцию, ведь подавив, проигнорировав гнев, мы как бы говорим, что ничего не случилось, а значит будем попадать в ту же ситуацию снова и снова. Тогда как поняв и устранив причину, можно действительно реже испытывать гнев.

Автор: Анна Безингер

 

Анна Безингер
Об авторе
Меня зовут Анна Безингер, я психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, монтессори-педагог, автор книги для родителей «Пора в детский сад! Самоучитель для родителей.» Я консультирую родителей и работаю с детьми уже больше 10 лет, три года я проработала в монтессори детском саду, после чего с коллегой создала класс монтессори, где дети учились в максимально свободной и комфортной обстановке. Прошла несколько стажировок в Голландии в монтессори школах. Также работаю со взрослыми (в том числе по онлайн) и парами на русском и на английском языках. Кроме того разработываю и провожу тренинги для школьников, веду вебинары. Также вела занятия по психологии в нескольких ВУЗах. В данный момент поступаю в аспирантуру университета Лейдена (Голландия) на специальность «Learning problems and impairments», чтобы в дальнейшем иметь возможность работать с детьми с дислексией, дисграфией, СДВГ и тп. Работу свою очень люблю и всегда готова к экспериментам и новому опыту.
Читайте также

Оставить комментарий