Моти Койфман впервые пришёл в МЕОЦ благодаря детскому клубу «Римон», куда привёл дочерей. Так он сделал свой первый шаг в сторону настоящей еврейской жизни.
– Моти, с чего начался ваш путь в еврейство?
– О том, что я еврей, мне было известно всегда, но мне, казалось, что в своём районе я такой – единственный. В школе постоянно возникали драки, и это, конечно же, вызывало внутри меня негатив. На этом моё еврейское самосознание, в принципе, и заканчивались. Родителей нельзя упрекать в том, что я не получил еврейского образования – они выросли в «совдеповские» времена и их еврейство утерялось. Тем не менее, мы приезжали в Марьину рощу за мацой в Песах, а дядя, живущий в Америке, приглашал нас всей семьёй в гости на праздники: Рош а шану, Хануку. Мой дедушка соблюдал еврейские традиции серьёзнее, и у него было своё место в Хоральной синагоге, но передать знания родителям в тяжёлое военное время ему всё же не удалось.
– Кто подтолкнул вас к еврейству?
– Моя жена работала в «Сохнуте» и знала обо всех еврейских «тусовках» столицы. Мы познакомились в интернете на сайте «7-40», популярном в мои студенческие годы. Жена настояла на том, чтобы я сделал брит-милу и взял еврейское имя. Моти – сокращённый вариант имени Мордехай . Выбирать не пришлось – так ещё в детстве назвал меня религиозный дедушка, но по еврейскому закону без обрезания это не имеет значения. Мы с женой были молоды, энергичны, участвовали в разных еврейских мероприятиях и программах, выезжали на Шабатоны, ходили в Гилель. О каком-то религиозном соблюдении никто из нас не задумывался, мы просто хорошо проводили время с друзьями.
– Как же вы пришли в МЕОЦ?
– Открытие Московского еврейского общинного центра я помню смутно – мне было около 6лет. О том, что в Москве существовали две большие общины, на Архипова – сейчас это Китай-город, и в Марьиной роще, все всегда знали. Удивительно то, что учился я в полутора километрах от синагоги – мог бы дойти до МЕОЦА пешком. Видимо, тогда ещё моё время не пришло. Если бы я попал сюда несколько лет назад, то так бы здесь и остался… После женитьбы появились бытовые проблемы, заботы, трудности с работой. То на одной не сложится, то на другой, то банк закроется. Зачатки еврейской души присыпало обыденностью, я скатывался в депрессию. Однажды в интернете промелькнула информация о детском клубе «Римон» – на тот момент моим дочерям уже исполнилось 4 и 9. Мы приводили их в МЕОЦ, а сами просто, как говорится, тусовались. Да, я видел молящихся евреев в цицитах и шляпах, но меня не тянуло взять сидур и присоединиться к ним. Несколько раз мне накладывали тфилин, но я даже представить себе не мог, какую важную заповедь исполнял. Мы общались с друзьями, говорили об экономике и политике. Сейчас я понимаю, что толк от таких разговоров нулевой. Разве можно повлиять на ситуацию, просто обсуждая её? Чтобы менять мир, притягивать сюда свет, евреи должны исполнять мицвот, например, давать цдаку. Тогда я даже не задумывался о таких вещах. Однажды от «Римона» организовали выездной Шабатон в Истре, куда позвали и родителей. Время на природе мы провели чудесно – настоящий Шабат в кругу своих, фарбренген с песнями и лехаимом, как полагается у хасидов.
Там же я и познакомился с раввином Алексом Артовским, который позвонил мне спустя несколько дней и предложил позаниматься. Я удивился и усмехнулся про себя: я образованный человек, окончил институт. Чему меня мог научить раввин? Да и проблемы продолжали наваливаться – ещё каких-то занятий не хватало в моей жизни! Совесть не позволила соврать, что свободного времени у меня нет, поэтому я решил встретиться с Артовским минут на 20 и разойтись. Я пришёл в синагогу в назначенное время и Алекс спросил, чем бы я хотел заниматься. «Ещё круче!» – подумал я. Я знал, что существует Тора, молитвы, синагога, ещё тфилин какой-то накладывают, но разве этого не достаточно для нормальной жизни? Рав Алекс предложил прям с первого занятия учить «Танию». Время пролетело незаметно – вместо положенных 20 минут мы просидели полтора часа. После урока Артовский сказал, что заниматься надо регулярно. «Так и знал!» – подумал я. Всё же, «Тания» меня заинтересовала, я поддался уговорам, и мы начали учиться понемногу каждый день, пока раввин не улетел в Израиль. Чем больше я читал, тем больше осознавал, что я ничего не понимаю ни в жизни, ни в собственных действиях, ни в образе мыслей. Я падал бездонный колодец, в котором мог утонуть без помощи. Недолго думая, я написал в фейсбуке раввину Гамлиелю Бинунскому, который вёл у дочерей детский клуб. Он выкроил в своём плотном графике на меня время, и мы начали погружение в иудаизм – учили Тору, алаху, майморим Ребе, хасидус, законы молитв и праздников… Рав Гамлиель помог мне родиться заново. Если физические родители – мама и папа, то раввин – отец духовный. Я постепенно приходил к выводу, что можно прожить всю жизнь, работая, что-то делая, путешествия, но духовно ничего собой не представлять.
– Как семья отнеслась к вашему новому «увлечению»?
– Когда я понял, что пора серьёзно меняться и тянуть за собой родных, сразу возник вопрос: как это сделать? Возникли новые сложности: как, например, объяснить, что не я сам придумал носить цицит и вести другой образ жизни, а это желание Творца. В таких делах нужна очень тонкая политика, обязательна консультация раввина. Необходимо сделать так, чтобы человек сам захотел жить по-еврейски, а наша задача – помогать ему в этом, пытаться стать партнёрами. Выучил букву «алеф» – научи другому. Я видел, что Б-жественная искра есть у всех моих близких. Если происходило что-то хорошее, и кто-то говорил «Слава Б-гу», я сразу подмечал: вот вы отрицаете существование Вс-вышнего, а сами его благодарите. Родные и близкие долгое время не хотели меняться, мы много ссорились, но я знал – без мира в доме, без Шлом Байта жить нельзя. Если возникают проблемы, значит, мы что-то делаем не так. Надо больше стараться, лучше учиться. Постепенно, шаг за шагом, я вёл родных за собой.
– Где учатся ваши дети?
– Старшая девочка ходит в школу «Мир интеллекта». Младшей ездить сложнее и она учится рядом с домом в обычной, нееврейской. Поэтому разницу я вижу на наглядном примере. В еврейской школе день начинается с молитвы, девочки носят кошерную одежду. Сам факт того, что ребёнок окружён еврейством может сгладить любые минусы. Маленькую приходится отпрашивать на праздники. Учителя возмущаются, но что поделать? Ребёнок же не на дискотеке, и не в Египте две недели загорает. Он в общине, слушает Тору, молится, узнаёт традиции своего народа. Тем не менее, уповать на то, что, еврейская школа гарантирует детям безоблачную жизнь, нельзя. Наша задача – делать для этого всё возможное, так, как заповедовал Вс-вышний. Тогда можно лишь надеяться на то, что проблемы обойдут стороной. И, конечно же, просить об этом.
– Что вы можете посоветовать тем, кто только начинает свой еврейский путь?
– Всевышний всегда желает лучшего для нас и хочет, чтобы мы пришли в синагогу сами, а не когда у нас ни дай Б-г что-нибудь произойдёт. Сейчас я вижу: реальный мир – это правильные приоритеты, окружение, мировоззрение и Тора, а не то, что мы привыкли считать. Если возникают вопросы – приходите и задавайте их. Мудрые учителя, фарбренгены и застолья, на которых можно получить ответы, никого не оставят равнодушными. Каждый раз на выходе из МЕОЦа у меня внутри появляется ощущение чистоты, как после душа. Надо обязательно регулярно приходить сюда, чтобы «рубашка» всегда оставалась белой!
Беседовала Штерна Сара Белькина