Перевод фамилии Лихт – свет. Предки героя нашего следующего интервью занимались производством свечей и подсвечников. Элиягу (Илья) в каком-то смысле пошёл по их стопам. Он приводит ребят в синагогу, помогает их еврейским душам разгораться и всюду привносит позитивные эмоции и свет.
-Илья, ты с детства знал о своём еврействе?
-О том, кто я такой, как ни странно, я узнал в русской школе, где меня постоянно подкалывали из-за фамилии и внешности. Мне известно о шести поколениях евреев в своём роду, так что, видимо, у меня, действительно, как говорится, «на лице всё написано». Какие-то вещи в семье рассказывали, но просто, для истории, например, мой прадедушка был раввином, и в нашем доме собиралось на молитву три десятка человек. На этом еврейская тема и заканчивалась: никто ничего не соблюдал, праздники не отмечались… Пока в 12 лет мама не отправила меня в лагерь «Ган Исроэль», где я уже, наконец, понял, кто же такие евреи. Нам рассказывали о традициях, объясняли, как правильно молиться, я выучил моде ани, шма. Там же я узнал, что еврей должен быть обрезан и сделал брит-милу. Имя я выбрал Элиягу, созвучное со своим светским. Я с детства привык принимать решения самостоятельно, поэтому никаких проблем с родителями не возникло. Программа в лагере насыщенная, интересная, весёлая, но в то же время очень серьёзная. Благодаря нейя понял, насколько важно для евреев находиться среди своих.
-Продолжил ли ты движение в сторону иудаизма после лагеря?
– К возвращению домой мне исполнилось 13 лет, как и многим другим мальчикам из лагеря. И для нас всех – около 30 человек – сделали большую и запоминающуюся бар-мицву в МЕОЦе. Так я уже по-настоящему вступил в еврейство. Традиции, праздники, новые знакомые – всё казалось безумно интересным и затягивало. Я начал ходить в синагогу на Шабаты и праздники, старался общаться со всеми, с кем только можно: израильтянами, американскими евреями, много времени проводил у Шломо Полонского, но у него аудитория постарше меня. По-настоящему всё закрутилось, когда появился Михоэль Ставропольский и клуб «Jewell». Я помогал ему искать ребят и организовывать мероприятия. Помимо этого я долгое время являлсяорганизатором и ведущим еврейских дискотек «Лайла» и сотрудничал с проектом «Месиба».
-В каких программах или поездках ты участвовал?
-Первым делом я поехал по программе «Таглит» в страну своих предков. Это была моя первая поездка в Израиль. А всё, что происходит в первый раз, сама понимаешь, остаётся в памяти на всю жизнь. В израильском музее Диаспоры мне рассказали о происхождении моей фамилии. «Лихт» переводится как «свет». Мои предки, ашкеназские евреи, выходцы из Европы, занимались предметами освещения – фитилями, свечами. В прошлом году я ездил в Америку. Мои друзья из Facebook подтвердят – было и весело, и познавательно. Моя страница просто пестрила приколами и смешными моментами. С нами ездили раввины – Йонатан Фельдман, Моти Вайсберг, Александр Лакшин, Шмулик Куперман. Так что мы и узнали много нового, и отдохнули на полную катушку. По-моему, лучшего показателя не придумаешь. Больше всего мне запомнился день на Оэле – могиле Седьмого Любавичского Ребе Менахем-Мендела Шнеерсона. И нам удалось провести интересный день в одном еврейском студенческом сообществе. Всем известно, что в американских университетах существуют особые братства. Братства физиков-ботаников, музыкантов, бывают престижные, в которые сложно попасть, секретные, со своими ритуалами. И каждое из сообществ живёт в отдельном коттедже. Каждый вечер у них веселье, тусовки, гости, гремит музыка. В одном из коттеджей оказалась синагога. Раввин рассказал, как привлекает студентов, и к нему, что не удивительно, приходит очень много людей.
-На какие программы ты ходишь сейчас?
-Несколько нет назад от своего друга Ефима Боера я узнал о «Eurostars». Программе, которая подразумевает, что человек ходит один раз в неделю на урок Торы, а весной летит в бесплатное путешествие по Европе. Мы решили ходить на занятия с друзьями, так веселее. В первый раз мы объездили на одном дыхании всю Италию, посетили Рим, Венецию, Флоренцию. Не спал ночами – боялся что-то упустить. В прошлом году нас возили в Австрию, Швейцарию и Польшу. У меня не хватает слов, чтобы описать увиденное. Никто не ожидал, что поездка будет настолько продуманная и захватывающая. Удивительная природа, горный воздух, будоражащие воображение водопады, шикарные отели. Сейчас я тоже хожу на «Евростарс», но вряд ли смогу поехать из-за возраста. Всё-таки я надеюсь, что получится поучаствовать в поездке в качестве мадриха. Я даже записался на курсы мадрихов «Авив», потому что уверен в своих силах: я умею привлекать людей, не зря я долгое время проработал в рекламе.
-Что ты делаешь по жизни?
-Я работаю в крупном банковском холдинге. Раньше я профессионально занимался футболом, поэтому в свободное время стараюсь играть. Я люблю всё, что подразумевает движение и общение: катаюсь на коньках, гуляю, пою караоке, постоянно хожу на еврейские мероприятия с друзьями. Часто устраиваю Шабатоны у себя дома: ребята приезжают ко мне в пятницу вечером, мы делаем кидуш, молимся, и просто веселимся, поём. Я стараюсь приобщать к еврейству друзей, брата и племянника. Мы хорошо проводим время, но в то же время помним о своих корнях.
-О чём ты мечтаешь?
-Наверное, я никого не удивлю тем, если скажу, что больше всего хочу найти себе «жену совершенную», как в известной песне, поставить хупу по всем традициям и создать еврейскую семью. Если бы было, ради кого и с кем, я бы, может, переехал в Израиль.
-Что ты можешь сказать тем, кто только думает, прийти ли им в МЕОЦ?
-Ни в коем случае нельзя сомневаться. Надо просто собраться, встать и прийти сюда! Мы всё покажем, расскажем, поможем – я лично могу взять на себя такую ответственность. У нас интересно, весело, много хороших ребят, которые, кто знает, может ваши будущие друзья, женихи или невесты? Такие возможности нельзя упускать. Приходите!
Беседовала Штерна Сара Белькина