Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Знаки у входа

10 января 2019 / Главная / Иудаизм / Глава Торы / Книга Шмот / Бо / Уроки главы
search
мезуза

В главе “Бо” рассказывается о десятой из “казней египетских” – об уничтожении первенцев Египта. Эта казнь – единственная, перед исполнением которой Всевышний заповедал евреям пометить свои дома отличительными знаками – кровью обрезания и кровью пасхальной жертвы – чтобы эта казнь не поразила их: “И пусть возьмут крови его, и нанесут на оба косяка и на притолоку в домах… И пройду Я по стране египетской в ту ночь, и поражу всякого первенца в стране египетской, от человека до животного…” И еще дополнительный приказ получили евреи: “Вы же не выходите за двери дома своего до утра”.

Мидраш объясняет, почему именно в этом случае евреи должны были принимать особые меры: “Поскольку ангелу смерти даны полномочия – он не разбирает между праведными и злодеями”.

Но ведь и во время предыдущих казней были “ангелу смерти даны полномочия”. Почему же тогда не было необходимости в принятии особых мер для защиты Сынов Израиля?

Между казнью первенцев и остальными казнями существует огромное различие. О первых девяти нельзя сказать, что ангел смерти обладал тогда “полномочиями”. В каждой из этих казней был четко установлен тип кары и путь ее ниспослания. В казни же первенцев ангел смерти получил право убить всех первенцев любым способом.

Существовало еще одно, более серьезное отличие. Целью всех казней, кроме десятой, было, чтобы язычники “узнали, что Я – Б-г”. Евреи в этом “оповещении” не нуждались, поэтому первые казни их автоматически не коснулись. Последняя же, десятая, казнь преследовала цель лишь наказать и уничтожить. А уж наказывать и евреев было за что. Они, как и египтяне, грешили идолопоклонством и совершали все остальные грехи, опустившись до “тридцати девяти врат нечистоты”. Поэтому им был необходим отличительный знак, чтобы ангел смерти не переусердствовал.

Но как этот знак мог быть опровержением тяжким и справедливым обвинениям, которые и в самом деле можно было предъявить евреям?

Как объясняет учение хасидизма, казнь первенцев совершалась “Самим Всевышним”. И именно в тот момент, когда сама Б-жественная Сущность вмешалась в порядок вещей, пробудилась и открылась сущностная любовь Всевышнего к Своему народу, отцовская любовь. Она сохраняется вне всяких условий и обстоятельств, не угасает даже в случаях недостойного поведения сына.

Особый знак у входа в дом еврея служил напоминанием об особых отношениях его со Всевышним. Моля Небесного и был результатом самоотверженности евреев, их безрассудства и поведения иррационального. Ведь овца, служившая пасхальной жертвой, являлась египетским божеством, и было крайне опасно на глазах у египтян возносить ее открыто, публично в жертву, тем более – отмечать косяки своих домов ее кровью. Когда же сыны Израиля, невзирая ни на какие доводы разума, исполнили эту волю Всевышнего, Он, со своей стороны, спас Свой народ, хотя, со стороны доводов обвинения, они этого и не заслуживали.

И мы сейчас находимся в положении, аналогичном тому, в котором пребывали наши предки перед Исходом из Египта. Окончательное Избавление уже стучит в наши двери. В такое время мы должны брать пример с поколения Исхода, выполнять волю Всевышнего с самопожертвованием – и это ускорит приход Машиаха.

 
 
 

Оставить комментарий

Читайте также