«У нас с вами одна судьба – мы прежде всего чьи-то братья», – сказал когда-то Плисецкому Тед Кеннеди – младший брат американского президента. Может оно и так, но, думаю, что о своей судьбе Азарий Михайлович – младший брат Майи Плисецкой – никогда не жалел. О творческой, уж точно.
Часто гуляя по Тверской, я останавливаюсь у дома номер 15, чтобы еще раз рассмотреть оригинальную мемориальную доску народному артисту СССР, выдающемуся советскому танцовщику и балетмейстеру Асафу Мессереру. Это дядя Азария Михайловича. Не знаю по иронии судьбы или по приятной случайности в доме напротив, в небезызвестном Доме книги «Москва» (кстати одно из немногих заведений, сохранившихся на Тверской со времен советской эпохи), пару лет назад прошла презентация книги «Жизнь в балете. Семейные хроники Плисецких и Мессереров». Книгу эту написал Азарий Плисецкий – артист балета Большого театра, педагог и хореограф.
Забегая вперед, скажу, что любители иллюстраций обнаружат для себя кладезь редчайших фотографий из семейных архивов этого театрального клана. А когда вы начнете читать подписи под ними, то уже сами имена представителей этой династии, взбудоражат ваши сердца – Аминадав, Пенина, Рахиль, Маттаний, Моисей, Элишева, Суламифь. А лица…
Трудно представить какой труд стоит за созданием такой книги, и надо отдать должное ее автору, что он не стал дожидаться пока это сделает кто-то другой, и сам сел за ее написание. И нам, читателям, этот ракурс куда предпочтительнее.
Там, где хроника, там и ее печальные страницы. Мать Рахиль, как жена «врага народа» в 1938-ом была отправлена с грудным Азарием в Бутырскую тюрьму. Майю тогда удалось спрятать. Отец Михаил сына так и не увидел. После восьми месяцев пыток в Лефортово, подозреваемый в шпионаже, он был расстрелян. Рахиль и Азария потом отправили в знаменитый АЛЖИР (Акмолинский лагерь для жен изменников). И через два с половиной года перевели на поселение в Чимкент. Позже туда к матери и брату приехала уже юная Майя Плисецкая, и даже станцевала где-то на публике «Лебедя», который впоследствии принес ей мировую славу. Тетушка Азария – тогда уже известная солистка Большого театра балерина Суламифь Мессерер – благодаря своим связям как-то смогла вызволить свою сестру с ребенком с поселения, и они вернулись в Москву.
Будучи ребенком музыкально одаренным, Азарий пошел учиться в Центральную музыкальную школу при консерватории. Кстати говоря, с ним в классе учился Владимир Ашкенази, ставший потом всемирно известным пианистом. Школу вскоре оставил и уговорил маму отдать его в хореографию. Потом было хореографическое училище, а следом за ним отказ в устройстве на работу в труппу Большого театра. Отыгрались из-за проблем, возникших тогда у Майи. Пройдут десятилетия, и его пригласят в тот же Большой преподать мастер-класс, но это потом…
Видимо, трудолюбие и упорство – качества, характерные для представителей этой профессии, взяли верх. Да, и терпение. Ведь прошло немало лет прежде чем Азария попал в труппу Большого, правда в кордебалет. Тем не менее это было счастливое время. Позже Игорь Моисеев даст первую сольную партию в «Спартаке». А переломным моментом станет дуэт с Ольгой Лепешинской, которая взяла танцовщика себе в партнеры. Тогда, в 1961-ом, в составе Большого театра Азарий побывал на первых гастролях театра в Америке. Затем последовал кубинский период, дружба и сотрудничество со знаменитой Алисией Алонсо. А в 70-е, пожалуй, одна из самых ярких страниц – это знакомство с Морисом Бежаром, которое переросло со временем в предложение работать у него в
качестве педагога-репетитора. Встрече с ними и другими великими мастерами искусств посвящена отдельная глава в книге, с которой я начал эту статью. Это и Лилия Брик, и Михаил Барышников, и Ролан Пети.
Так пролетели 60 с лишним творческих лет. Не каждый может похвастаться таким сроком службы хореографическому искусству. Кто-то сказал об Азарии Михайловиче: «За 60 лет в балете он умудрился ни с кем не поссориться». Это так, штрих к портрету. Но явление, согласитесь, очень редкое.
Возвращаясь к книге Азария Михайловича, которая сегодня украшает полку моей библиотеки, скажу, что ее и легко читать и интересно рассматривать. Это то, о чем я говорил в самом начале любителям архивных фотографий. Низкий поклон вам, Азарий Михайлович. Вы оставили свой след не только в хореографии, но и в истории своего знаменитого рода Плисецких-Мессерер.