Глава Торы “Хайей-Сара” полностью посвящена событиям, происшедшим после ухода из этого мира нашей праматери Сары: покупке участка земли для ее захоронения, женитьбе Ицхака на Ривке, которая стала утешением Ицхаку после смерти его матери и т. д.
Таким образом название главы – “Жизнь Сары”, – казалось бы, по смыслу прямо противоположно ее содержанию. Но, как известно, названия глав Торы абсолютно точны, поэтому должна быть глубокая связь между между тем, о чем повествует эта глава, и истинной сущностью “жизни Сары”.
Истинная жизнь вечна. Она не прекращается с уходом человека из этого мира, но продолжается, находя выражение в его потомках и в том, как впоследствии развиваются события в мире. С этой точки зрения именно события, происходящие после смерти человека, больше раскрывают смысл его жизни и проявляют ее истинную сущность.
Читая эту главу, повествующую о событиях, развивавшихся после смерти Сары, мы убеждаемся в вечности ее жизни. Мы видим, что Ривка, пришедшая в ее дом после ее кончины, продолжает идти по путям Сары. И даже чудеса, постоянно происходившие при ее жизни, теперь снова продолжаются – уже в заслугу Ривки.
Более того, все события, описываемые в этой главе, подтверждают прижизненную правоту Сары.
Желанием Сары было, чтобы лишь ее единственный сын Ицхак получил благословение Всевышнего, поскольку именно он был носителем святости. В противоположность этому, Авраам был отцом и других народов (потомков Ишмаэля и сыновей Кетуры) и пекся о благополучии всех своих сыновей. Сара возжелала изгнать из дома “сына наложницы”, Авраам же был весьма обеспокоен этим и молился за благополучие Ишмаэля.
События, о которых рассказывает глава “Хайей-Сара”, подтверждают именно правоту Сары. Начинается глава с рассказа о покупке пещеры Махпела. Изначально в ней были похоронены Адам и Хава, праотцы всего рода человеческого. Теперь же мы видим, что это место Авраам выбрал для захоронения своей жены Сары, и в дальнейшем там были похоронены лишь праотцы и праматери еврейского народа – в полном согласии с желанием Сары о благословении именно потомков ее сына Ицхака.
Затем заходит рассказ о миссии Элиэзера. Элиэзер, был лучшим из учеников Авраама, о нем сказано, что он “поил учением своего учителя других”, и он удостоился Свыше многих чудес, но когда он захотел, чтобы учитель женил своего сына Ицхака на его дочери, ему было отказано. Как объяснил сам Авраам: “Сын мой благословен, ты же проклят1, и проклятый не соединится с благословенным”.
И в заключение главы также говорится о правоте Сары: “…отдал Авраам все, что было у него, Ицхаку”. Поэтому и называется она “Жизнь Сары”, ибо именно в ней раскрывается вечность и правота ее жизни.
(Вольный пересказ беседы Ребе, опубликованной в “Ликутей сихот”, т. 15, стр. 145. Изложение р-на Давида Эльдина)