В Торе все выверено абсолютно точно. Названия недельных глав не составляют исключения – они ясно отображают содержание и суть их текста. В свете этого возникает вопрос: почему глава Торы, начало которой посвящено рассказу о смерти праотца Яакова, называется “Вайехи” – “И жил”?
Объяснение нужно искать в глубинах смысла жизни. Настоящая жизнь – вечна. А вот состояние, при котором постоянно присутствует опасение, что оно вот-вот прервется – никак не соответствует понятию жизни в его истинном смысле. Поэтому только о Творце, источнике жизни, можно сказать, что Он действительно живой. И сказал пророк: “А Г-сподь Б-г есть истина, Он Б-г живой и Царь вечный ….” (Йермеяу, 10:10).
Трудности вскрывают
Каким образом могут люди смертные удостоиться такой жизни? Только “присоединившись” к Творцу. Ведь Всевышний и есть настоящая жизнь, поэтому всякий “прилепившийся” к нему тоже живет. Поэтому сказано в Торе: “А вы, прилепившиеся к Г-споду Б-гу вашему, живы вы все ныне” (Дварим, 4:4). Эта “присоединенность” к Творцу дала основание назвать народ Израиля живым.
Жизненность эта проявляется, когда еврей встречает на своем пути трудности и должен решать всевозможные проблемы. Все то время, пока жизнь идет по “накатанной дороге”, не проявляется “присоединенность” к Творцу. Только преодоление препятствий, встающих на пути служения Всевышнему, вскрывают и ясно демонстрируют привязанность еврея к Б-гу. Именно тогда мы называемся живыми.
Жизнь в Египте
Теперь понятно, почему эта глава называется “И жил”. Там, в Египте, накануне смерти ярко проявился тот факт, что праотец Яаков жив.
Прежде, когда Яаков жил в Святой Земле, несмотря на все беды и несчастья, не могла проявиться в полной мере “присоединенность” его ко Всевышнему. И только в Египте, “срамном месте земли”, где все сыновья Яакова (а также Менаше и Эфраим) устояли в святости, стало очевидно для всего мира, что Яаков жив.
Вера в изгнании
Сказано в Талмуде: “Наш праотец Яаков не умер; как живы его потомки, так и он жив” (трактат Таанит, 5б). Народ Израиля продолжает жить, поскольку он привязан к Творцу. То, что мы следуем пути Яакова означает, что он жив. Поэтому и называется эта глава “И жил” – именно здесь мы ясно видим вечность жизни Яакова.
А отсюда и урок для каждого еврея. Именно сейчас, когда тьма изгнания кажется непроглядной и не видна даже возможность избавления, но, несмотря на это, мы изучаем Тору, выполняем заповеди и всеми силами души верим в конечное Избавление – именно тогда и раскрывается тот факт, что Тора и Всевышний – истинная жизнь народа Израиля.
Вольный пересказ беседы Ребе, опубликованной в “Ликутей сихот”, т. 15, стр. 422.
Изложение р-на Давида Эльдина