Отрывок Торы, описывающий хлебное приношение, начинается словами: “И когда душа принесет…”
Этот необычный оборот требует особого внимания и объяснения, поскольку описания процедуры и подробностей совершения всех предыдущих жертв начинались иными словами: “Когда человек принесет…”, “если из мелкого скота его приношение…” и т. п.
Раши говорит: “Не сказано “душа” ни про одну из добровольных жертв, кроме хлебной – минхи. Почему? Кто обычно приносит минху? Бедняк, у которого не хватает денег приобрести животное для жертвы. Говорит Всевышний: “Сколь малым ни было бы его приношение, Я засчитываю ему его так, как будто он принес свою душу””.
Жертва бедняка – не бык и даже не овца, всего лишь пригоршня муки с маслом и благовониями. Но, в отличие от богача, который даже если принесет быка, не заметит убытка в своем хозяйстве, бедняк должен немало потрудиться, чтобы принести скромную минху. Только сильнейшее желание приблизиться ко Всевышнему дало ему силы заработать муку и масло для принесения жертвы, устоять против злого начала, без сомнения шептавшего ему на ухо о его тяжелом положении и возможности воздержаться от жертвоприношения в связи с этим.
Во время изгнания у нас нет ни Храма, ни жертвенника, жертвы заменены молитвой и борьбой со злым началом в душе.
Сказано: “Когда человек принесет жертву из вас”, – но разве приношение может быть взято “из вас” – из самого человека? Да, еврей должен принести в жертву Всевышнему свое злое начало, свою животную душу. Принести на жертвенник животное, которое в нем, в его душе. Идея этого “приношения” – заклание собственного злого начала – органически связана с осознанием причины Изгнания. “За грехи наши изгнаны мы из страны нашей”.
Когда же будет построен Третий Храм, вернется к своей изначальной форме и принесение жертв, включая, конечно, и приближение человека, приносящего жертву, ко Всевышнему, – да случится это вскоре, в наши дни!
Краткое изложение беседы Ребе
Р-н А. Фейгин