Существуют две точки зрения на то, каким образом нам надлежит вспоминать чудо Пурима, – идущие от каждого из героев этого праздника – Мордехая и Эстер.
Заповеди о шалахмонес, подарках бедным и трапезе были установлены Мордехаем и Эстер. Но идея о написании Мегилы (Свитка Эстер) принадлежала только Эстер.
Другое различие заключается в том, что Мордехай предложил присвоить Пуриму статус йом-тов, сделав его днем отдыха.
Две концепции Пурима, представленные Мордехаем и Эстер, ясно отражают роли этих персонажей в событиях, ставших основой праздника. Мордехай был олицетворением веры еврейского народа. Отказавшись подчиниться Аману, он понял, что станет с евреями после выхода указа министра-злодея; он призвал народ Израиля раскаяться и вернуться к Б-гу. С другой стороны, Эстер рисковала своей жизнью, пытаясь убедить царя Ахашвероша отменить указ Амана; она победила Амана и помогла еврейскому народу бороться с врагами и защищать себя.
Иными словами, Мордехай стал душой Пурима, поднял духовный уровень своего народа и добился того, что евреи были спасены. Эстер же была телом Пурима. Она управляла событиями, вследствие которых народ был спасен.
Поэтому Мордехай рассматривал Пурим как йом-тов – день, когда евреи воздерживаются от вовлечения в какие бы то ни было процессы материального мира, а Эстер видела его как день, тесно связанный именно с окружающей нас физической реальностью. И именно Эстер настаивала на необходимости записать историю Пурима и читать ее ежегодно, а Мордехай считал достаточным, чтобы евреи “помнили и соблюдали” этот день, исполняя ряд заповедей, как и в остальные праздники. По мнению Мордехая, обычаи Пурима должны были передаваться из поколения в поколение, как напоминание о чуде, а Эстер понимала, что эти исторические события важно увековечить не только в памяти еврейского народа, но и в физической форме – в виде книги.
В каббалистической философии существует концепция, согласно которой духовное начало является “мужским” элементом творения, а физическое – “женским”. Таким образом Мордехай имеет отношением к духовной, “мужской” составляющей Пурима, а Эстер – к физическим, “женским” элементам.
Анализ
В первую годовщину Пурима традиции праздника были провозглашены мудрецами Сангедрина в качестве заповедей, и мнение Эстер возобладало: Пурим, который мы празднуем сегодня, – это, скорее, физический праздник Эстер, нежели духовная модель, предложенная Мордехаем. Книга Танаха, описывающая историю Пурима, называется “Свиток Эстер”, а не “Свиток Мордехая”, или “Свиток Мордехая и Эстер”, или даже “Свиток Эстер и Мордехая”. Пурим был провозглашен как история Эстер, ее чудо и ее праздник.
Поэтому Пурим является еврейским праздником с материальной, физической составляющей. Мордехай также признал этот факт, когда вместе с Эстер установил ряд традиций праздника – подарки в виде еды и денег, обильную трапезу с вином, сопровождающуюся безудержным весельем.
На самом простом уровне причиной этого стал тот факт, что Аман приказал убить евреев физически, а не духовно (к примеру, греки в эпоху событий Хануки пытались уничтожить именно души евреев), поэтому традиции праздника носят материальный характер.
Более того, физический аспект Пурима отражает “естественность” чуда, в честь которого был провозглашен праздник. В Пурим не произошло ни расхождения моря, ни чуда масла, которого при малом количестве хватило на освящение Храма в течение восьми дней, ни раскрытия Всевышнего перед еврейским народом. На первый взгляд, события Пурима являются скорее не чудом, а последовательностью удачно сложившихся обстоятельств. Имя Всевышнего в Свитке Эстер не упоминается ни разу; рассказ включает в себя лишь историю дворцовых интриг вокруг злодея-министра, красавицы-царицы и влюбчивого царя. Другие праздники прославляют величие Всевышнего и то, каким образом Он менял историю для спасения Своего народа, но Пурим указывает на чудо Всевышнего, скрытое в череде событий материального мира, на Б-жественное провидение, выраженное в самой обычной последовательности событий нашего мира.
Вопрос существования
На более глубоком уровне источник материальной природы Пурима кроется в своеобразном вкладе в отношения народа Израиля с Б-гом. Согласно традиционной мудрости, духовное превосходит материальное. Все физическое временно и ограниченно, а духовное выходит за рамки времени и пространства; физическое бездейственно, а духовное живо и динамично. Но, как бы то ни было, именно физическое отражает Б-жественную истину способом, недоступным самой возвышенной духовной реальности.
Душа человека была сотворена “по образу Всевышнего”. Ее качества и ее сила, ум, сострадание, чувство прекрасного и гармонии являются Б-жественными качествами, отражаемые личностью человека. Но все это – Б-жественные качества, но не истинное выражение Б-жественной сущности. Утверждение, что Всевышний мудр, милосерден и проникнут гармонией, лишь поверхностно описывает Его бытие, не имеющее отношения к Б-жественной сущности.
Есть однако среди творений Всевышнего один элемент, отражающий Его сущностное бытие, – это материальная реальность. Физический объект существует безоговорочно. “Я есть, – говорит он, – и мое бытие полностью определяется моим собственным существованием”. На первый взгляд, это делает материальность максимальным сокрытием Б-жественной истины, наиболее вопиющим отрицанием аксиомы, провозглашенной Моисеем во Второзаконии (4:35): “Нет другого кроме Него”. Но именно по этой причине среди всех творений материальный объект является также наиболее фундаментальным выражением Б-жественного бытия. Поскольку в физическом объекте мы находим модель абсолютного существования. Хоть на самом деле, физический объект может обладать этим качеством лишь как аналог данного атрибута Творца, в сути же оно является исключительной прерогативой Б-жественного.
Еврейский календарь полон напоминаниями о духовных аспектах наших отношений с Б-гом: это и обретение свободы в Песах, и переживание Синайского Откровения в Шавуот, и священный трепет в Рош-Ашана, и раскаяние в Йом-Кипур, и возвышенная радость в Суккот и Симхат-Тору, и свет Хануки. Но один раз в году наступает время праздника, который знаменует нашу связь с Всевышним, не имеющую отношения к ее духовным аспектам. В Пурим именно наше физическое подтверждает нашу преданность Всевышнему, выражая ту истину, что безусловное существование наших тел является ничем иным, как отражением абсолютного существования Творца.
(На основе бесед Любавичского Ребе о Пуриме (1964) и др. (Ликутей Сихот, том XVI, стр. 352-358)