«Мы изначально задали высокую планку и наша цель ей соответствовать», – заявил генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода. Александр Моисеевич подвел итоги прошедшего года и отметил, что несмотря на ограничения, связанные с работой в формате COVID-free, новая реальность предложила музею и новые форматы взаимодействия с посетителями.
«Мы использовали период локдауна для развития постоянной экспозиции, создания мультимедийных инсталляций и обновления уже существующего выставочного контента. За прошедшие два года не только не сократилось количество музейных программ, но и появились другие, более актуальные: впервые за девять лет работы музей теперь открывается в субботу вечером, после исхода Шаббата, и предлагает аудитории уникальные экскурсии и семейные программы, ужин в кафе «Ришон» и концерты известных музыкантов из Израиля и других стран. Этот проект получил название “Моцаш”, и за время его первого, пилотного проведения музей посетило более 600 человек».
Генеральный директор музея также подтвердил планы открытия для посетителей нового пространства. В настоящее время в восточном крыле Бахметьевского гаража завершается реконструкция, в результате которой в музее появятся новые выставочные площади с климатическим оборудованием, лекторий, Детский центр, а также полноценное отделение библиотеки Шнеерсона.
«Конкурс на создание архитектурной концепции выиграл Юрий Григорян. Задача концепции — предложить новый функциональный объем пространства, не вмешиваясь в конструкцию памятника архитектуры. Ее сложная геометрия отсылает к графическим экспериментам Лисицкого и Малевича: объемы составлены из плоскостеи? — параллельных, перпендикулярных, наклонных, вращающихся», — отметил Александр Борода.
Председатель Попечительского совета Александр Клячин представил нового исполнительного директора музея: этот пост с сентября 2021 года занимает Кристина Краснянская, искусствовед, основатель галереи «Эритаж», глава попечительского совета MOMus — Музея искусства модернизма — коллекции Костаки в Салониках.
В качестве основы выставочных планов на 2022 год Кристина Краснянская выделила проекты, связанные с еврейской культурой и историей, выставки русского авангарда, а также крупные проекты-блокбастеры, посвященные мировому современному искусству с еврейскими корнями. «Русский авангард — это, безусловно, международный бренд, — подчеркнула она, — Мы планируем провести ретроспективу супрематиста Ивана Клюна, а также выставку работ знаменитого скульптора Александра Архипенко — его произведения никогда не выставлялись в России. Другим важным проектом станет выставка Любови Поповой: художница входит в список первых имен русского авангарда. Чтобы раскрыть грани ее таланта, мы будем сотрудничать с российскими региональными музеями, в стенах которых хранятся шедевры Поповой, совершенно не знакомые московской публике».
Кристина Краснянская подчеркнула, что Еврейский музей также намерен сконцентрироваться на главных именах зарубежного современного искусства — международный контекст станет основой выставочной программы, а к сотрудничеству будут привлекаться художники, исследующие в том числе и тему толерантности. Самым громким проектом вне России станет участие музея в Венецианской биеннале 2022 года: на ее площадке будут представлены арт-объекты дополненной реальности.
Член Попечительского совета Виктор Вексельберг выступил с предложением включить в ближайшие планы музея фандрайзинговые и презентационные мероприятия с коллегами из Австрии, Германии и Великобритании. По его словам, подобная деятельность крайне важна для старта активной работы музея в международном пространстве.
Согласно плану на 2022 год Центр толерантности будет увеличивать программы для широкой аудитории и посетителей музея, раскрывая актуальные для общества темы. Так недавно стартовал проект “Несомой”, включающий видеоматериалы о разного рода психологическом насилии и травли. Проект также предоставляет возможность посетителям поделиться собственной историей в безопасном анонимном пространстве.