Авторизация

×

Регистрация

×

МЕОЦ | ВАША СВЯЗЬ С ЕВРЕЙСКИМ МИРОМ

Взаимопомощь стала социальным трендом уходящего года

30 декабря 2021 / Главная / Пресс релизы
search
boroda-interview

Провожая год, президент Федерации еврейских общин России Александр Борода, по традиции, подвел его итоги, рассказав порталу “Интерфакс-Религия” о том, чем запомнится это время еврейской общине, как изменилась ее жизнь в эпоху пандемии и с какими планами вступают евреи в 2022-й.

– Александр Моисеевич, подходит к концу второй пандемийный год. На Ваш взгляд, он был тяжелее или легче 2020-го?

– Считаю, что он был легче. Несмотря на то, что вирус штамма “дельта” оказался тяжелее первого, люди уже не столкнулись с неизвестностью и были более готовы ко всему – безусловно, благодаря переформатированию медицинских учреждений под эпидемиологические условия. Первая реакция – шока от происходящего – все же осталась в 2020 году. В 2021 году мы уже привыкли жить с ограничениями. Научились и продолжать деятельность, не останавливая экономику.

– Насколько приспособилась еврейская община к жизни в условиях пандемии? Все ли программы удалось сохранить? Так же ли активно, как и раньше, развивается общинная жизнь? Как изменился объем спонсорской поддержки ваших проектов?

– Безусловно, еврейская община тоже неким образом приспособилась к жизни в условии ограничений. Мы по-новому организовываем большинство мероприятий – социальные и образовательные проекты, в том числе адаптировали общественные молитвы. Еврейский музей и учебные заведения, не считая коротких ноябрьских каникул, не закрывались, как происходило в 2020 году. И это явный прогресс в борьбе с пандемией, ставший возможным благодаря массовой вакцинации. Конечно, те проекты, которые ориентированы на пожилых людей и прежде всего строятся на живом взаимодействии, так и не были открыты в полной мере, потому что пандемия продолжается, и мы несем ответственность за всех, кто к нам приходит. Это касается и проектов, которые требуют массового присутствия людей, они не были возобновлены. Спонсорская помощь частично восстановилась за счет тех секторов экономики, которые уже научились работать в пандемию, но, конечно, пока она не достигла того уровня, который был до пандемии.

– Насколько ныне удается поддерживать контакт с родственниками и друзьями из Израиля и США, или это пока в большей мере онлайн–общение?

– Связи как таковой нет. Был небольшой период, когда можно было пересекать границы, и люди пользовались такой возможностью, но сейчас весь мир охвачен новым штаммом, и страны опять закрываются для сообщения. Мы входим в 2022 год с нарастанием пятой по счету волны пандемии. Поэтому сейчас не может быть привычного взаимодействия с родственниками и друзьями из-за рубежа.

– Какие события 2021 года стали главными для Вас?

– Не могу сказать, что в мире имело место более важное событие, чем присутствие пандемии, и мы живем во время трагических событий: сейчас повсюду очень высокий уровень смертности, и, в первую очередь, именно этим запомнится 2021 год.

Каких–то еще эпохальных потрясений не было. Если смотреть в геополитическом плане, то, конечно, вывод войск США из Афганистана неким образом поменял расстановку сил на карте Среднего Востока. Думаю, что последствия этого шага будут находить свое отражение в мировой политике еще продолжительное время.

Если говорить о событиях в еврейской общине, то религиозная жизнь, можно сказать, восстановилась в полной мере, мы не были вынуждены закрывать синагоги. Мы смогли сделать и несколько значимых открытий: крупнейший в Сибири Детский культурно-образовательный центр, а также небольшую синагогу в наукограде Обнинск.

Нам удалось провести и церемонию награждения премией ФЕОР “Скрипач на крыше”, и Московский еврейский кинофестиваль. Мы также расширили постоянную экспозицию Еврейского музея и центра толерантности.

– В этом году мы отметили 75-летие начала Великой Отечественной войны. Сухая таблица в “Википедии” показывает страшный демографический провал еврейского населения мира с 1940 по 1948 год – около 5,5 миллионов человек. Оттуда же мы видим, что перед войной в мире проживало, по статистике, более 16,7 миллиона евреев, и до сих пор довоенную численность восстановить не удалось. Как Вы это объясняете?

– Еврейское население не восстановилось по нескольким причинам. Прежде всего, до войны большинство евреев придерживалось традиционного образа жизни, и в среднем в каждой семье было не менее четырех-пяти детей, тогда как в послевоенное время в еврейской семье было уже один-два ребенка. То есть очевиден сильный демографический спад. Помимо этого, колоссальную роль сыграла послевоенная ассимиляция, и считаю, что она еще более разрушительна, потому что распространение нерелигиозной идеологии за счет новых средств коммуникации повлияло даже на самые консервативные слои общества. И эти два фактора существенно отразились на росте еврейского населения, в том числе на постсоветском пространстве, за последние 75 лет.

– Как бы Вы оценили градус антисемитизма в российском обществе? Он вырос или, наоборот, снизился в этом году, и с чем это связано?

– Если мы говорим о фактах, вспышках антисемитизма, то их количество не выросло, мы не найдем никакой статистики, которая указывала бы на подобный подъем. Мы не видим актов вандализма или физического насилия, распространения антисемитской литературы. Это хорошо. Но в целом, когда идут тяжелые события (а пандемия бьет по экономике), и народ живет беднее, чем до пандемии, то всегда начинают искать крайних, виноватых. Евреи часто становятся первыми мишенями таких настроений. И мы видим большую заслугу правоохранительных органов, руководства страны, президента в сдерживании различных маргинальных групп. Правительство не дает им возможности выходить на улицы, объединяться, устраивать различные провокации, в том числе и антисемитского характера.

С другой стороны, скажу о позитивном явлении. Вокруг общей беды люди сближаются, и мы видим, что общество стало менее поляризованным по национальному признаку, скорее взаимопомощь и поддержка являются социальными трендами 2021 года.

– Какую политику в отношении мигрантов Вы бы предложили, учитывая, что у евреев большой опыт жизни в диаспоре, где они сумели не только сохранить свою идентичность, но и стать органичной частью коренных народов?

– Прежде всего, всем противникам мигрантов можно сказать, что все развитые и развивающиеся страны привлекают как рабочую силу, так и интеллектуальную элиту, представителей самых разных слоев общества для развития страны, для возможности успешной реализации действительно важных проектов.

Главная проблема адаптации мигрантов – это возможные культурные противоречия. И в данном случае необходимы два равносильных направления деятельности: работа правоохранительных органов по недопущению конфликтов и работа социальных, просветительских организаций по адаптации мигрантов, по созданию образовательных программ. Нужна помощь в непростом становлении мигранта органичным членом российского общества. Зачастую он приезжает в новую страну, обладая лишь своим человеческим ресурсом, и, конечно, нуждается в поддержке. И наша задача – изначально видеть в мигранте друга, помощника, а не заострять внимание на чужеродности или различиях.

– В этом году в разных городах России произошло несколько нападений подростков на школы. Случаются ли похожие инциденты в еврейских учебных заведениях, и какие меры профилактики таких происшествий Вы бы предложили?

– Это действительно ужасающие происшествия, еврейская община была глубоко потрясена, в синагогах были организованы молитвы о поднятии души погибших и о выздоровлении пострадавших.

Мерами профилактики должна быть работа родителей, педагогического состава и правоохранительных органов, чтобы максимально ограничить доступ детей к оружию. Необходимо, в первую очередь, обращать внимание на замкнутых, закрытых детей. Родители не должны перекладывать всю ответственность за воспитание детей на школу, они должны действительно интересоваться внутренним миром ребенка. Но также в попытке воспитывать и образовывать детей педагоги не могут исходить из нужд “большинства” в классе, но иметь индивидуальный диалог с каждым, чтобы не было обиженных и подавленных, чтобы учителя знали, чем живут их воспитанники, и активно формировали у них позитивную жизненную позицию. Что касается правоохранителей, с их стороны необходимы контроль за социальными сетями, блокировка и уголовное преследование любой экстремистской деятельности в интернете.

Таких инцидентов в российских еврейских учебных заведениях не было, но мы всем сердцем переживаем и надеемся, что ни в каких школах такое больше не повторится.

– Как многодетный отец и куратор многочисленных программ работы со школьниками и студентами Вы хорошо знакомы с проблемами современной молодежи. Есть ли то, что Вас удручает в молодежной среде, в первую очередь в культурном плане? Какие качества сегодняшних 20-летних, наоборот, вселяют оптимизм?

– Прежде всего, я хочу сказать, что в каждом поколении одни и те же проблемы. Кажется, что они другие, но на самом деле одинаковые. Можно сказать, что общие моральные стандарты общества сильно упали по сравнению, например, с моими детством и юностью. Доступ к материалам самого разного свойства, размывание семейных ценностей – это то, с чем сегодня сталкиваются молодые люди. И одна из основных задач взрослых людей – это должное воспитание детей, приучение их к чтению, что сейчас почти исчезло из-за большого количества гаджетов. Упомянем также прививание семейных ценностей, ответственность за которое сегодня несут в том числе религиозные организации, и воспитание патриотизма, которое лежит на государстве.

Но в нынешних молодых людях содержится то, что есть в молодежи всегда: стремление к прогрессу, к позитиву, к раскрытию своего потенциала. Я не хочу сказать, что одно какое-либо поколение лучше или хуже другого – у каждого молодого человека есть преимущества как в прошлом, так и сейчас. Мы видим, что современные молодые люди – целеустремленные, открытые, мотивированные, и это приятно.

– Поделитесь, пожалуйста, планами ФЕОР на будущий год и планами Еврейского музея, который Вы возглавляете.

– Будет начато строительство еврейского центра в Сочи, планируется окончание реставрации в Самаре, а также открытие хоральной синагоги в Саратове, мы продолжим активное развитие большего количества социальных и просветительских проектов в регионах. И, конечно, будем уделять внимание молодежным программам: важно, чтобы подростки и молодые люди свободное от учебы время проводили за созидательной деятельностью.

Для Еврейского музе и центра толерантности основное событие – это его десятилетие. В связи с этим у нас открывается новое пространство и будет большое количество выставок – как в нем, так и в дополнительных галереях. Также планируется открытие дополнительного лекционного пространства, кинозала и читального зала для коллекции библиотеки Шнеерсона.

Читайте также

Медиа

Лаг ба Омер в Москве. 2023

Вопросы директору

Наши проекты

  • Монтажная область 1 копия 3

Наши друзья

  • YadLachim_banner
  • WhatsApp Image 2022-12-06 at 23.05.01 (2)
  • RqkjdTFE
  • tzedek_banner

Реклама

  • WhatsApp Image 2021-04-09 at 16.44.59 (2)
  • rikc-banner-300

Мы в соц. сетях

11