Авторизация

×

Регистрация

×

Выйди, любимый, навстречу невесте

30 ноября 2015 / Еврейская семья
search
2ab2a4d73541
Маамар1 «Выйди, любимый» Ребе произнес 13 Элула 5714 (1954) г., в 57-ю годовщину свадьбы своего тестя, Предыдущего Ребе. В этом маамаре объясняются и развиваются идеи одноименного маамара, который Предыдущий Ребе произнес 14 Кислева 5689 (1928) г. в Варшаве на свадьбе своей дочери Хаи-Мушки и самого Ребе. Перед тем, как произносить маамар, Предыдущий Ребе объявил: «На свадьбах простых евреев присутствуют души двух-трех поколений родственников, а на свадьбах праведников — семь поколений. И сейчас тут присутствуют и Алтер Ребе, и Миттелер Ребе, и Цемах Цедек, и Ребе Маараш, и Ребе Рашаб. Поэтому я упомяну учения каждого из них». Ребе также приводит учения всех Реббеим, включая Баал Шем-Това и Межричского магида.

1. «Выйди, любимый, навстречу невесте, мы вместе встретим субботу»2. Предыдущий Ребе в маамаре «Выйди, любимый» приводит объяснение из «Пиркей дерабби Элиезер»3, что жених подобен королю, а невеста – королеве. Жених – это Святой, Благословен Он, а невеста – община Израиля4. В системе сфирот они – З»А и Малхут5. Жених соответствует З»А, а невеста – Малхут. Таким образом, «Выйди, любимый, навстречу невесте, мы вместе встретим субботу» означает привлечение З»А в Малхут. Процесс этого привлечения осуществляется в определенном порядке. Вначале происходит внешнее привлечение З»А в Малхут, являющееся по своей сути трансцендентным, и только потом происходит внутреннее привлечение. В таком порядке осуществляется любое влияние: вначале оно идет от внешней сущности дающего к внешней сущности принимающего6, благодаря чему принимающий приближается к уровню дающего и только тогда становится способен воспринять влияние от внутренней сущности дающего. Предыдущий Ребе приводит два примера этого порядка: учитель, передающий знания ученику, и отец, забавляющийся со своим маленьким сыном. Следует отметить, что эти примеры приведены не только в качестве иллюстрации порядка влияния, при котором внешнее влияние предшествует внутреннему, но также и для того, чтобы показать преимущества каждого из этих двух видов влияния. Внешнее влияние более возвышенно, чем внутреннее, ибо внешнее влияние трансцендентно и, соответственно, в отличие от внутреннего влияния, не может облечься в сосуды7 принимающего. И тем не менее, внешнее влияние всего лишь предваряет внутреннее влияние, ибо именно посредством внутреннего влияния достигают наиболее высоких ступеней, превосходящих уровень трансцендентности. На это намекает стих «над каждым знаком почета – свадебный балдахин»8. Есть два вида почета – почет жениха и почет невесты. На более высоком уровне они проявляются как почет отца и почет матери9. И благодаря тому, что «над каждым знаком почета – свадебный балдахин», осуществляется единение отца и матери и единение жениха и невесты. И хотя «почет» и, тем более, «свадебный балдахин» отца и матери и «почет» и «свадебный балдахин» жениха и невесты трансцендентны, известно, что именно посредством единения Зу»Н10 – внутреннего единения – привлекается сокровенная сущность Бесконечного Б-жественного света11. 2. Первый пример, который приводит Предыдущий Ребе, – влияние учителя на ученика. Учитель влияет на ученика в последовательности, о которой сказано в Талмуде12: «Прежде чем начать урок, Раба шутил, так что ученики смеялись, но затем он сидел, объятый трепетом, и вел урок». «Обыденная беседа мудрецов требует изучения»13. Шутка перед учением – всего лишь внешнее влияние, но тем не менее оно предваряет внутреннее влияние самого урока, ибо именно благодаря шутке раскрывается сердце и ум ученика, так что ученик становится сосудом, способным воспринять имманентное влияние. Впервые хасидское объяснение того, как шутка, предваряющая урок, и сам урок, который вел Раба, служат примером двух стадий влияния учителя на ученика, приводится в сборнике «Торат Хаим»14 Миттелер Ребе. Однако Миттелер Ребе не связывает этот пример с идеей, выраженной в словах «Выйди любимый …». В маамаре «Смухим Лаад»15, который Ребе Рашаб произнес в свой последний день рожденья в этом мире16, пример шутки, которой Раба предварял свой урок, соотносится с темой «Выйди, любимый» в качестве предположения – «и возможно, что это – то же самое,…» и т.д. В маамаре «Выйди, любимый» Предыдущий Ребе приводит тот же пример, но уже не как предположение, а как установленный факт, опуская слово «возможно»17. Что же касается самого примера шутки перед уроком, в «Торат Хаим»18объясняется, что смех коренится в духовной сущности простого наслаждения, не имеющего множественных составляющих. Соответственно, источник шутки, принадлежащий категории простого наслаждения, существенно выше следующего за шуткой урока, состоящего из работы интеллекта, поскольку, хотя в самом интеллекте также можно выделить категорию наслаждения, интеллектуальное наслаждение является составным и зависимым19. И тем не менее, несмотря на то, что влияние шутки по своей природе гораздо более возвышенно, чем интеллектуальное постижение, за счет имманентного влияния достижима еще более высокая духовная ступень. Эта более высокая ступень также относится к категории простого наслаждения, в котором можно выделить два уровня: ощутимое простое наслаждение и сущностное наслаждение20. И именно посредством имманентного влияния, которое ученик воспринимает и надежно усваивает в интеллекте и эмоциях, он достигает уровня сущностного неощутимого наслаждения. И именно об этом сказали мудрецы: «А от учеников – больше всех»21. 3. Второй пример – маленький ребенок, с которым хочет поиграть его отец. Для игры нужно чтобы лица отца и сына находились на одном уровне. Для этого отцу приходится опустить руки и поднять сына, так как ребенок еще очень мал. То, что отец поднимает сына, – это внешний аспект их близости, необходимо предваряющий внутренюю близость, которая проявляется в том, что отец играет с ребенком. Этот пример приводится в сборнике «Тора Ор»22 Межричского Магида с уточнением, что малыш играет с бородой своего отца. Это уточнение опущено в маамаре «Леха Доди» Предыдущего Ребе23. Образ бороды служит аллегорией трансцендентного влияния, предшествующего имманентному влиянию и превосходящего всю систему Ишталшелут, согласно тому, что в терминологии Каббалы 13 завитков бороды обозначают 13 атрибутов милосердия, которые существенно выше Ишталшелут24, но тем не менее имеют отношение к сотворенным мирам, как сказано: «вспомни Милости…ибо они – вечны»25, и поэтому они называются словом мидот (атрибуты), однокоренным со словом «медида» («измерение»)26. Так же и волосы олицетворяют не более чем отблеск сущностного Б-жественного света. В то же время посредством имманентного влияния, которое само по себе гораздо ниже трансцендентного, привлекается сама сущность Всевышнего, которая бесконечно превосходит трансцендентный аспект творения. И как сказано выше, в этом проявляется преимущество единства Зу»Н, являющееся имманентным единством, перед единством отца и матери. В нескольких трудах это более подробно объясняет Цемах Цедек27. 4. Далее Предыдущий Ребе объясняет в маамаре28, что аналогичная динамика есть в служении Всевышнему. Начало ежедневного служения – утренняя молитва. Сказали мудрецы: В стихе «Оставьте человека, дыхание которого в ноздрях его, ибо что он значит?»29 вместо «что» («бамэ») можно прочитать «алтарь для жертвоприношений идолам» («бама»)30. Алтер Ребе и Ребе Маxараш объясняют, что до молитвы человек подобен алтарю для жервоприношений идолам31. В слове «молитва» («тфила») можно выделить буквосочетание («тафал»), которое означает » присоединение»32. Посредством молитвы человек связывает себя со Всевышним. Предыдущий Ребе объясняет33, что в порядке молитвы в первую очередь должна осуществиться близость общего характера, то-есть трансцендентное влияние, а уже затем наступает внутренняя близость, когда человек соединяется со Всевышним настолько, что Б-жественный свет проникает и наполняет всю деятельность этого человека, связанную с материальным миром и материальными нуждами. То, что посредством молитвы в начале дня человек способен достичь единения всей своей будничной деятельности со светом Всевышнего и превратить ее в сосуд для этого света, показано в комментарии Баал Шем-Това к запрету приветствовать кого-либо до молитвы34. В качестве иллюстрации Баал Шем-Тов приводит мистическое толкование, которое Аризаль дает закону о почитании старшего брата, состоящее в том, что именно старшему сыну отец «оставил дыхание своей души»35. Дыхание души отца передается младшим детям через старшего сына, так как раскрывается в нем гораздо больше, чем в остальных сыновьях. И благодаря тому, что дыхание души отца переходит именно в старшего сына, остальные сыновья должны оказывать почет своему старшему брату так же как отцу. И поскольку почитание старшего брата – неотъемлемая составляющая заповеди почитать отца, мудрецы выводят этот закон непосредственно из стиха «Почитай своего отца и свою мать»36. Подобным же образом все мысли, речь и действия человека в продолжение дня определяются первыми словми, которые он произносит по пробуждении утром. Поэтому первые слова, а также и мысли и действия человека сразу после пробуждения должны быть связаны со служением Всевышнему. Благодаря этому святость будет привлечена во все его мысли, слова и действия в течение всего дня. И когда его внутренняя близость ко Всевышнему во время молитвы такова, что только Б-жественный свет привлекается во всю его деятельность, связанную с материальным миром, и объекты материального мира становятся сосудами для этого света, он достигает еще более высокого уровня, о котором говорится в комментарии к стиху «и много урожаев заключено в силе быка»37. 5. То же самое относится к привлечению З»А в Малхут (единение Зу»Н), которое должно следовать порядку, указанному выше: первым осуществляется внешнее влияние, а за ним следует имманентное. И хотя, как сказано выше, внешнее влияние гораздо более возвышенно, чем имманентное, поскольку внешнее влияние трансцендентно, и, соответственно, превосходит Ишталшелут и сосуды сотворенных миров, так что внутренний аспект сфиры Малхут не может воспринять и вобрать в себя свет, привлекаемый этим влянием, ибо такой свет превосходит ограниченность сосудов сфиры Малхут, тем не менее, внешнее влияние поверхностно, ибо оно – всего лишь отблеск сущностного света. В то же время посредством имманентного влияния, которое внутренний аспект сфиры Малхут способен воспринять, достигают гораздо более высокого уровня, чем аспект трансцендентности. Суть этого феномена в том, что духовный источник сфиры Малхут выше, чем источник З»А. Источник З»А находится во внешнем аспекте трнсцендентного уровня Кетер, а корень Малхут – в его внутреннем аспекте. И хотя известно, что З»А объединяется с уровнем Атик и непосредственно зависит от него38, речь идет о внешнем аспекте Атик, в то время как корень сфиры Малхут находится во внутреннем аспекте Атик – в «непознаваемой голове»39. И тем не менее, когда сама сфира Малхут проявляется в сотворенных мирах, духовный источник ее скрыт, и раскрытие его возможно только с помощью З»А40, и уже благодаря этому раскрытию сама сфира Малхут поднимается на более высокий уровень, чем З»А. Соответственно, порядок, в котором З»А оказывает влияние на Малхут, следующий: В первой стадии влияния З»А на Малхут проявляется аспект З»А, который выше, чем Малхут, ибо только за счет этого может раскрыться в конечном итоге духовный источник Малхут. Однако несмотря на то, что источник Малхут существенно выше, чем Ишталшелут, тем не менее вся первая стадия взаимодействия З»А и Малхут оказывается связана с Ишталшелут, как об этом говорится выше относительно «13-и завитков бороды», поскольку на этом этапе инициатором взаимодействия З»А и Малхут является аспект З»А, который хотя и выше чем Малхут, но сам по себе связан с Ишталшелут. Вторая стадия – имманентное влияние, которое воспринимается внутренним аспектом сфиры Малхут. Это влияние осуществляется благодаря тому аспекту сфиры Малхут, который выше З»А, в результате чего достигают духовного источника Малхут, который выше духовного источника З»А, и тогда Малхут в свою очередь начинает оказывать влияние на З»А, как об этом сказано «доблестная жена – корона мужа»41 6. И следует сказать, что это же объяснение относится к тому, что Предыдущий Ребе говорит в начале своего маамара относительно двух аспектов субботы. С одной стороны, суббота называется королевой и соответствует сфире Малхут, самой нижней из всех сфирот. Сфира Малхут воспринимает влияние от всех остальных сфирот и уподобляется луне, о которой мудрецы сказали, что у нее «нет ничего своего»42. Аналогично, про субботу сказано, что «тот, кто трудится в канун субботы, сможет есть в субботу»43. С другой стороны, «все дни благословляются из субботы»44, то-есть суббота не только самый святой из дней, но еще и оказывает на все остальные дни свое влияние. Суть этой двойственной природы субботы состоит в следующем: Семь дней недели соответствуют «семи дням строения»45. Шесть будних дней ассоциируются с З»А, как об этом сказано: «Шесть дней творил Всевышний небеса и землю»46, и Зогар интерпретирует это как «каждый день совершал свою работу»47. А суббота, как сказано выше, – Малхут. Соответственно, со стороны того, что сфира Малхут из своего источника спускается по цепи духовных уровней далеко вниз, и особенно за счет своего спуска в миры Брия-Йeцира-Асия, как на это намекает стих «ее ноги идут вниз…»48, суббота, которая соответствует сфире Малхут, принимает влияние предыдущих шести дней недели. Этот процесс проявляется в духовном служении бирурим – очищения искр святости, упавших в нижние миры, в том числе в материальный мир, из трансцендентных уровней творения. В результате служения бирурим очищается животная душа человека, а также материальные предметы, задействованные в исполнении заповедей49. Вслед за этим служанием и благодаря ему в субботу происходит подъем сфиры Малхут из миров Брия-Йeцира-Асия к своему корню и источнику, и тогда сфира Малхут поднимается настолько выше, чем З»А, что сама начинает давать свет всем шести дням недели (З»А), как об этом сказано «из нее благословляются все дни». 7. Таким образом, «Выйди, любимый навстречу невесте, мы вместе встретим субботу» – это мольба еврейских душ о том, чтобы произошло привлечение З»А в Малхут. Начало привлечения – «Выйди, любимый навстречу невесте»: З»А направляется к Малхут. И благодаря этому «мы вместе встретим субботу». Буквальный перевод этих слов — «встретим лицо субботы». Слово «лицо» («паним») – однокоренное со словом «сокровенный» («пними»). Соответственно, встреча «лица» субботы это привлечение З»А не просто к субботе, но к самому сокровенному аспекту ее50. В результате полностью раскрывается сокровенный аспект Малхут вплоть до своего духовного источника, коренящегося во внутреннем аспекте уровня Атик. И слово «встретим» используется во множественном числе, ибо также и З»А начинает воспринимать влияние из духовного источника Малхут согласно стиху «доблестная жена – корона мужа»51. И такой же процесс, как тот, что осуществляется в духовных мирах в З»А и Малхут, происходит во взаимоотношении любых дающих и принимающих: благодаря принимающему дающий получает больше, чем имел сам, согласно сказанному «а от учеников – больше всех». И в частности это касается жениха и невесты в физическом мире: муж дает духовную и физическую энергию жене, которая за счет этого становится для него короной, как сказано «и все вышло из праха»52. И благодаря этому духовная энергия Бесконечного привлекается в «поколение праведных, которое будет благословенным»53, к «сыновьям и сыновьям сыновей, занятым Торой и заповедями»54.

Перевод и прмечания Якова Ханина

 
 
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Рассуждение, трактат, разъясняющий какую-либо тему из Торы в свете учения хасидизма.
2. Слова из гимна, которым встречают субботу. Автор – рабби Шломо Алеви Алкабец (1500 – 1580), каббалист из Цфата.
3. Гл.16. Пиркей дерабби Элиезер – один из классических Мидрашей – толкований Писания. Включает в себя комментарии к книге Берейшит и первым главам книги Шмот. Автор этого мидраша – рабби Элиезер бен Гурканос (40 – 118).
4. Часто использующаяся аллегория. Так, например, вся книга Песнь Песней, рассказывающая о любви жениха и невесты, – аллегория любви между Всевышним и еврейским народом.
5. Сфирот (ед. ч. – сфира) – Б-жественные атрибуты, проявляющиеся во всех уровнях творения. Творение мироздания осуществляется Всевышним через систему сжатий изначального первичного Б-жественного света. Результатом каждого сжатия является определенный мир. Самый верхний из миров – мир эманации Ацилут, за которым следуют мир создания Брия, мир формации Йецира, и самый нижний – мир действия Асия. Миры Брия-Йeцира-Асия по сравнению с миром Ацилут являются существенно ограниченными. Каждый из миров строится на 10-и атрибутах — сфирот, — изменяющихся в соответствии с уровнем каждого из миров. 10 сфирот представляют собой систему из 3-х более высоких, интеллектуальных атрибутов – Хохма (мудрость), Бина (понимание), Даат (знание), – и 7-и нижних, эмоциональных атрибутов – Хесед (доброта), Гвура (суровость), Тиферет (красота) (или Рахамим (милосердие)), Нецах (победа), Од (сияние, благодарность), Йесод (основа) и Малхут (правление). Верхние 6 из 7-и эмоциональных сфирот представляут собой «мужской» аспект эмоциональных атрибутов. В терминологии Каббалы все вместе они называются З»А (аббревиатура слов Зъэйр Анпин, букв. «Малый Лик»). Последний из 7-и эмоциональных сфирот, Малхут, представляет собой «женский» аспект эмоциональных атрибутов.
6. Машпия – оказывающий влияние, дающий, обучающий. Мекабел – получающий, принимающий, испытывающий влияние, учащийся.
7. Одно из значений слова «сосуды» в терминологии хасидизма – способность к восприятию внешнего влияния.
8. Йeшаяу, 4:5. Знак почета олицетворяет трансцендентную духовную энергию. Соответственно, балдахин олицетворяет еще более высокий духовный уровень.
9. См. Сидур с хасидскими объяснениями и Ликутей Тора Алтер Ребе – Шир Аширим (Песнь Песней), маамар Ки Ал Кол Кавод («Ибо над каждым почетом»). (Прим. Ребе.). В терминологии Каббалы «отец» и «мать» обозначают две верхних интеллектуальных сфирот – «хохма» («мудрость») и «бина» («понимание»).
10. Зу»Н – аббревиатура слов «З»А и Нуква». Термин «Нуква» («женщина») относится к сфире Малхут, которая в системе сфирот представляет собой женский, принимающий аспект.
11. Маамар Ребе Рашаба Самах Тесамах, 5657, стр.90 (Сейфер Амаамарим 5657, стр.267). См. также Ликутей Тора Алтер Ребе стр.40 начало первого столбца. Сущность – термин, который относится к сокровенному уровню Б-жественности, бесконечно превосходящему как имманентный, так и трансцендентный аспекты Творения.
12. Трактат Псахим, 117а.
13. Талмуд, трактат Сука, 21б, трактат Авода Зара, 19б. Любые слова мудрецов, даже те, что на первый взгляд кажутся легкомысленными или обыденными, заслуживают изучения. Поэтому следует понять, зачем Раба шутил перед уроком.
14. Маамар «Веэйлэ Толдот», гл.6.
15. Гл. 1. Маамар «Смухим лаад» был издан отдельной брошюрой в издательстве Кеот в 5712 (1952) г., а позднее напечатан в сборнике маамарим Ребе Рашаба «Сефер амаамарим 5680» стр. 158.
16. 20 Мархешвана 5680 (1919) г.
17. Известна история о том, как Ребе Рашаб произнес для своего сына, Предыдущего Ребе, маамар, в котором для иллюстраци некой идеи в качестве предположения привел пример способности воображения в душе. Через некоторое время Предыдущий Ребе посетил своего тестя, р. Авраама из Кишинева, который попросил его «открыть кран, чтобы полилось» то-есть произнести маамар. Предыдущий Ребе слово в слово повторил этот маамар Ребе Рашаба, но пример способности воображения привел как бесспорное утверждение, а не как предположение. Когда он вернулся в Любавичи и рассказал обо всем отцу, Ребе Рашаб спросил его: «Откуда это? Я ведь привел тот пример всего лишь как предположение!» Предыдущий Ребе ответил: «То, что ты называешь предположением, для меня – бесспорный факт». (Прим. Ребе.)
18. Гл.12.
19. Интеллект и эмоции принадлежат к категории имманентных атрибутов души. Воля и наслаждение принадлежат к категории трансцендентных атрибутов. Самый возвышенный из них, являющийся источником для всех остальных атрибутов, – наслаждение. Это простое, сущностное наслаждение, не являющееся эмоцией, не определяющееся внешними причинами, а выражающее сущностное единение с Творцом. В отличие от простого наслаждения наслаждение, проявляющееся в интеллекте в результате интеллектуального постижения, не является простым. Оно формируется в зависимости от предмета изучения и его деталей, когда человек испытывает глубокое наслаждение после долгих и напряженных размышлений, постигнув некий предмет изучения во всей его полноте и во всех его деталях.
20. Ребе Рашаб, Серия маамарим 5666, стр.99 и далее. См. также маамар Ребе Рашаба «Веая ки таво», 5675 (в серии маамарим 5672, ч.2). Шутка и смех очевидно относятся к категории ощутимого наслаждения, находящегося на более низком уровне, чем сущностное наслаждение, которое настолько возвышено, что не может облечься в ощущение.
21. Талмуд, трактат Таанит 7а, и см. ниже, ч.7. «Сказал рабби Ханина: многому я научился от моих учителей, но еще больше – от моих товарищей, однако больше всего – от моих учеников». В контексте привлечения З»А в Малхут имманентное влияние, которое учитель оказывает на учеников, усваивается учениками. В результате ученики достигают уровня неощущаемого наслаждения, активизируя его таким образом, что из этого уровня начинает изливаться свет не только на них самих, но и на учителя.
22. Стр. 85, конец 4-го столбца на стих «Я вырастил Эфраима, взял его на руки» (Ошеа, 11:3).
23. Это уточнение также опущено в Ликутей Тора, гл. Пинхас, 80б и в маамаре «Смухим Лаад», где используется пример отца, наклоняющегося к сыну, чтобы поднять его на уровень своего лица. (Прим. Ребе.)
24. Одной из составляющих игры является идея внутренней близости, как об этом сказано выше и как это указывается в маамаре Леха Доди 5689. Однако, по сравнению с учебой и имманентным влиянием отца на сына близость, проявляющаяся в игре – внешняя близость. (Прим. Ребе.) Имманентное Б-жественное влияние на сотворенные миры осуществляется через Ишталшелут — систему последовательных сжатий света Всевышнего, посредством которых получают свое существование ограниченные миры. В более узком смысле Ишталшелут – эволюционное нисхождение творящего света в сотворенных мирах из более высоких духовных уровней в более низкие. Духовный уровень 13-и атрибутов милосердия существенно превосходит сотворенные миры, и влияние этих атрибутов на все творение — внешнее и осуществляется в трансцендентной манере. 13 атрибутов милосердия перечислены в Пятикнижии, в книге Шмот, 34:6-7: 1. Ад-най (Г-сподь), 2. Ад-най (Г-сподь) (первый атрибут символизирует милосердие до греха, второй – после греха), 3. Кейл (Б-г), 4. Рахум (Милосердный), 5. веХанун (и Милостивый), 6. Эрех Апаим (Долготерпеливый), 7. веРав Хесед (Тот, чья доброта велика), 8. веЭмет (и Тот, чья истина велика), 9. Ноцер Хесед лаАлафим (Помнящий добрые дела отцов для тысяч поколений их потомков), 10. Носэ Авон (Прощающий проступок), 11. ваФеша (и Прощающий непокорность), 12. веХатаа (и Прощающий грех), 13. веНакэ (и Очищающий раскаявшегося). Всевышний раскрыл их Моисею после того, как евреи совершили грех поклонения золотому тельцу, Моисей умолял Всевышнего простить народ. Для того, чтобы исправить имманентный духовный ущерб, произведенный грехом, требуется влияние из существенно более высокого духовного уровня. На таком уровне находятся 13 атрибутов милосердия, называющиеся в каббалистической системе образов 13-ю завитками бороды по аналогии с волосами бороды, которые несут в себе настолько мало жизненной энергии, что если их постригают, не возникает ощущения боли, а по своему строению они похожи на тонкие трубы. Подобно этому лишь ничтожный отблеск трансцендентной духовной энергии 13-и атрибутов милосердия может восприниматься в сотворенных мирах.
25. Псалмы, 25:6. См. маамар «Ашер бара» Предыдущего Ребе, 5689, гл.3 (Свадебные мааморим 23а). Слово «вечны» – «меолам» – буквально переводится как «от мира». Соответственно, милости Всевышнего, т.е. 13 атрибутов милосердия, имеют отношение к сотворенным мирам.
26. Ор Атора, гл. Ръэ, 93б; Серия маамарим 5666.
27. См. ссылки к сборнику «Цемах Цедек».
28. Гл.3.
29. Йeшаяу 2:22.
30. Талмуд, трактат Брахот 14а. Полностью цитируемый отрывок из Талмуда таков: Рав сказал, что тот, кто здоровается с товарищем до молитвы, как будто превращает его в алтарь для жертвоприношений идолам, как сказано: «Оставьте человека, дыхание которого в ноздрях его, ибо что он значит?» Вместо «что» («бамэ») можно прочитать «алтарь для жертвоприношений идолам» («бама»). Маарша (Рабби Шмуэль Элиезер аЛеви Эйдельс (5315-5392 (1555 – 1631)), составитель одного из классических комментариев к Вавилонскому Талмуду) объясняет: мудрецы установили молитвы вместо жертвоприношений, которые мы не можем приносить после разрушения Храма. Поэтому тот, кто приветствует человека до того, как приветствует Всевышнего в молитве, как будто приносит жертву не в Храме и не Всевышнему, что и означает жертвоприношение идолам. Хотя мудрецы используют слово «вместо», они имеют в виду, что новая интерпретация не отменяет буквальное значение стиха, а дополняет его.
31. Алтер Ребе, Ликутей Тора, глава Пинхас 99г; Ребе Маараш, «Предисловие к комментарию Ликутей Тора на 3 недельных главы». Как алтарь вознесен и отделен от своего окружения, так и человек до молитвы наполнен гордыней и не способен к духовному единению с другими. Молитва – единение со Всевышним – помогает человеку умерить гордыню и обрести способность духовного единения с другими.
32. Тора Ор, глава Трума, 79г, в конце столбца, и еще в нескольких местах.
33. Маамар Предыдущего Ребе Леха Доди 5689 (1929), Гл.3.
34. Кетер Шем Тов (изд. Кеот), гл.212. Запрет приветствовать кого-либо до милитвы обсуждается в Талмуде, в трактате Брахот 14а и приводится в качестве закона в законодательных кодексах Тур Шулхан Арух и Шулхан Арух Алтер Ребе, в разделе Орах Хайим, конец гл.89 п.3.
35. Закон о почитании старшего брата приводится в Талмуде, в трактате Ктубот 103а. Аризаль — рабби Ицхак Лурия Ашкенази (5294-5332 (1534-1572)), основоположник современной школы Каббалы. В сборниках его учений Шаар Амицвот, в комментарии к главе Торы Йитро, и в Ликутей Тора, в комментарии к главе Торы Вайeйра приводится мистическое объяснение закона, основанное на толкованиях Зоар Хадаш ч.3, 83а, где рабби Шимон бар Йохай в частности объясняет, как муж оставляет свой руах жене. Суть толкования, как сказано ниже в маамаре, состоит в том, что уровень души отца, который называется «Руах», в первую очередь и наиболее полно раскрывается в старшем сыне. «Дыхание души» – в оригинале «Руах», что буквально означает «дух», «душа» и «дыхание». Б-жественная душа имеет 5 уровней: Нефеш, Руах, Нешама, Хая и Йехида. Нефеш – уровень, дающий жизнь телу; руах дает жизнь эмоциям; нешама – интеллекту. Нефеш, Руах и Нешама относятся к имманентным свойствам души. Хая является источником воли, нижним из двух трансцендентных уровней души. Самый высокий уровень – Йехида — основа и источник всех остальных уровней, искра абсолютной Б-жественности. В Тании, Игерет Акодеш, гл.27, Алтер Ребе, комментируя традиционное выражение «оставил жизнь живущим», используемое в респонсах средневековых мудрецов по отношению к умершему, объясняет, что после смерти праведника ученики, которые были близки к нему в течение его жизни, могут воспринимать самую сущность атрибутов любви к Всевышнему и страха перед Ним от уровня Руах души праведника. Восприяте это идет именно от уровня Руах, поскольку более низкий уровень души Нефеш слишком сильно связан с физическим телом праведника, чтобы после его смерти ученики могли беспрепятственно воспринимать от него влияние, а влияние более высокого уровня Нешама доступно к восприятию только ученикам, которые сами являются праведниками.
36. Стих «Почитай своего отца и свою мать» (Пятикнижие, книга Шмот, 20:12) мудрецы в Талмуде, трактате Ктубот стр.103а комментируют следующим образом: дополнительное слово «твоего» по отношению к отцу означает, что почет следует оказывать также и мачехе, дополнительное слово «твою» по отношению к матери означает, что почет следует оказывать также и отчиму, дополнительный союз «и» означает, что почет следует оказывать также и старшему брату.
37. Книга Притч 14:4. Из комментария Раши к этому стиху можно понять, что «множество урожаев в силе быка» – аллегория неисчерпаемых знаний, которыми обладает и которые передает своим ученикам истинный знаток Торы. В Ликутей Тора, в хасидском толковании главы Аазину 75б и ещё в нескольких местах, Алтер Ребе объясняет, что этот стих намекает на видение пророка Йехезкела, в котором в частности рассказывается о четырех созданиях в возвышенных духовных мирах (стих 1:10). Одно из этих созданий явилось пророку в виде быка, существа, олицетворяющего физический, материальный аспект творения. Йехезкел говорит, что эти создания провозглашают необычайно громко: «Благословенна слава Г-спода из Его места». Слово «благословлять» имеет дополнительное значение «привлекать», «притягивать». Числовое значение слова «слава» – «кавод» – 32 (каф – 20, бейт – 2, вав – 6, далед – 4), что является намеком на 32 пути мудрости. Мудрость – Хохма – самый возвышенный из атрибутов Всевышнего, имманентных по отношению к сотворенным мирам. «Его место» указывает на уровень б-жественности, отоносящийся к самой сущности Всевышнего. Этот уровень абсолютно превосходит и имманентный и трансцендентный уровни творения. Четыре создания из видения Йехезкела принадлежат к категории ангелов Офаним, которые находятся в духовном мире Асия, самом нижнем из четырех миров Ацилут, Брия, Йецира и Асия. Однако, благодаря тому, что они привлекают («благословенна») б-жественный свет из духовного уровня Хохма («слава Всевышнего») с помощью «громкого голоса», т.е. величайшего духовного усилия, оф Офаним аним достигают самой сущности Всевышнего («Его места»), что недоступно даже более возвышенным категориям ангелов. Соответственно, «множество урожаев», которые могут быть собраны благодаря труду быка – одного из Офаним, – это намек на уровень б-жественности, относящийся к самой сущности Всевышнего.
38. Зоар Хадаш, ч.3, стр.292а.
39. Ребе Рашаб, Сейфер Амаамарим 5659, стр.11. Кетер («корона») – трансцендентный аспект Творения, состоящий из двух уровней: более высокого – Атик Йомин (букв. «древний днями»), – существенно отдаленного от сотворенных миров, и более низкого – Арих Анпин (букв. «Длинный Лик»), – непосредственно соприкасающегося с сотворенными мирами. Слово «Атик» – «древний» – имеет также значение «удаленный». Понятие «дни» (Йомин) в терминологии Каббалы относится к эмоциональным атрибутам миров – хесед, гвура, тиферет, нецах, од, йесод и малхут, – соответствующих дням недели. Таким образом, в Атик Йомин есть два уровня – 1) уровень, абсолютно удаленный от творения и не связанный с ним и 2) уровень, имеющий связь с исходящим из Атик Йомин миром Арих Анпин. Таким образом, Атик – внутренний аспект Кетер, а Арих – внешний. Однако, когда речь идет о том, что духовный источник З»А находится во внешнем аспекте Кетер, имеется в виду не Арих, а внешний аспект Атик. Когда речь идет о том, что духовный источник Малхут находится во внутреннем аспекте Кетер, имеется в виду не просто Атик, а то, что хотя при эманации атрибута Малхут он проходит через внешний аспект Атик, его истинный источник – внутренний аспект Атик, который в терминологии Каббалы называется Рейша дело итъяда (букв. «непознаваемая голова»).
40. Это объясняется более подробно в маамаре Ребе Рашаба «Лехол тихла» 5659. (Прим.Ребе)
41. Мишлей 12:4. Корона символизирует трансцендентный уровень духовности, который оказывает влияние на сотворенные миры.
42. Зогар Хадаш, ч.1, 249б и ещё в нескольких местах. Свет луны это не ее собственный свет, а отраженный свет солнца.
43. Талмуд, трактат Авода Зара, 3а. Так как готовить в субботу запрещено, еда для субботы должна быть приготовлена заранее. Соответственно, в будние дни надо заработать деньги на продукты и из самих продуктов приготовить субботние блюда. Другими словами, жизненная энергия для субботы собирается в будние дни.
44.  
45. Зогар Хадаш, ч.2, 63б, 88а.
46. Выражение «семь дней строения» используется в раввинистической литературе по отношению к семи дням, в течение который Всевышний сотворил – «построил» – мир.
47. Зогар, ч.3 в начале стр.94б и далее. Каждый из дней творения ассоциируется с одним из эмоциональных атрибутов Всевышнего. Воскресенью соответствует Хесед, понедельнику – Гвура, вторнику – Тиферет, среде – Нецах, четвергу – Од, пятнице – Йесод, субботе – Малхут. Активный процесс творения проходил в первые шесть дней, а в субботу Всевышний «почил от всякой деятельности» (Пятикнижие, книга Берейшит 2:2). Соответственно, все, что существовало в мире в субботу, было создано в предыдущие дни. В этом фактически проявилось, что субботе соответствует атрибут Малхут, который принимает творящую энергию из всех остальных атрибутов. И так как на первом этапе взаимодействия З»А и Малхут атрибуты З»А являются источниками творящей энергии, Зоар говорит про шесть дней, что каждый из них «совершал свою работу», то-есть излучал духовную энергию атрибута З»А, соответствующего этому дню. В конце недели суббота приняла в себя энергию всех предыдущих дней.
48. Книга Притч, 5:5. В этом стихе говорится о чужой жене, чьи «ноги идут вниз, к смерти». В мире Ацилут полностью отсутствует зло. Капли зла впервые проявляются в мире Брия, и в каждом последующем мире количество зла возрастает. Зло ассоциируется со смертью. Малхут, как говорилось выше, – женский атрибут. Выйдя из своего источника и опустившись в миры, содержащие зло, атрибут Малхут становится «чужим» по отношению к своему полностью свободному от зла источнику. Таким образом, стих о чужой жене, ноги которой «идут вниз, к смерти», намекает на сфиру Малхут, которая вышла из своего духовно возвышенного источника и спустилась в миры Брия-Йeцира-Асия, где присутствует зло.
49. Мир Тоу (букв. «хаос») представляет собой интенсивно духовный первичный хаос. Каждая из составляющих его Б-жественных эманаций или атрибутов действует независимо, будучи не в состоянии обьединиться с противоположным атрибутом, поэтому все его существование проходит в процессе разрушения, который можно представить как длящийся, непрекращающийся взрыв. Сосуды мира Тоу разбиваются и их осколки, несущие в себе духовную энергию мира Тоу, падают в мир Тиккун (букв. «исправление»), который делится на миры Ацилут-Брия-Йецира-Асия и представляет собой упорядоченное и, по сравнению с миром Тоу, ограниченное состояние Творения. В мире Тиккун составляющие его Б-жественные эманации или атрибуты не только допускают существование противоположных атрибутов, но и способны обьединяться друг с другом: один может включать другой и помогать ему. Конечная Б-жественная цель состоит в том, чтобы зрелая упорядоченность мира Тиккун стала преобладающей. Когда еврей исполняет заповеди, искры мира Тоу высвобождаются из материального мира, раскрываются в сосудах мира Тиккун и поднимают к святости те предметы, с помощью которых выполняется заповедь, например рог барана, в который трубят в Рош-Ашана. Благодаря высвобождению этих искр животная душа того, кто исполняет заповедь, очищается от дурного начала – у праведников полностью, у остальных частично – и объединяется с трансцендентными уровнями святости.
50. См. маамар «Смухим лаад», упомянутый выше (Сефер Амаамарим 5680, стр.151-2)
51. См. маамар «Смухим лаад», гл 2.
52. Экклезиаст 3:20. См. Ликутей Тора, Шир Аширим 40а, Игерет Акодеш, конец главы 20, где Алтер Ребе объясняет, что из четырех видов творений – людей, животных, растений и неживой природы, – неживая природа (прах, земля, почва) – самый нижний вид, ассоциирующийся с женским атрибутом Малхут. С одной стороны в отличие от остальных видов творений неживая природа не проявляет никакой самостоятельной активности, тогда как, скажем, растения по крайней мере растут. С другой стороны феномен появления растения из земли после того, как в глазах наблюдателя, не обладающего специальными средствами наблюдения, зерно полностью разлагается в земле, напоминает творение из ничего, что доступно только Самому Всевышнему. Таким образом в самом нижнем элементе творения проявляется самый высокий источник всего творения.
53. Псалмы 112:2.
54. Традиционное пожелание молодоженам.
Читайте также

Оставить комментарий